623701 г. Березовский, ул. Гагарина, д. 7
Версия для незрячих
  1. Централизованная библиотечная система города Березовский
  2. Книжный шкаф
  3. «Но я продолжаю писать – это просто форма существования моей личности»

«Но я продолжаю писать – это просто форма существования моей личности»

Книги этого автора поражают разнообразием жанров и подходов, тут и исторические романы и фантастика и мистика и документальная проза. Его книгами и восхищаются или яростно критикуют. Это писатель, которого мы считаем нашим, уральским – Алексей Иванов.

Алексей Викторович Иванов родился 23 ноября 1969 года в городе Горьком в семье судостроителей. Окончил школу в Перми. Иванов с детства хотел стать писателем.
Ему казалось, что ближайший путь к писательству – журналистика, поэтому в 1987 году, сразу после школы, он уехал в Свердловск и поступил на факультет журналистики Уральского государственного университета. Но проучился там всего год: этого времени хватило понять, что журналист не писатель.

В 1990 году Иванов поступил на факультет истории искусств того же университета, решив, что «для писателя широкая эрудиция важнее узкой специализации» и что диплом искусствоведа поможет ему овладеть необходимым для творчества языком детального описания различных фактур. На факультете Иванов специализировался по книжной графике и защитил диплом по творчеству художника-иллюстратора Геннадия Калиновского.
Во время учебы в университете Иванов много времени проводил в редакции журнала «Уральский следопыт» и фактически был бесплатным внештатным сотрудником отдела фантастики, которым руководил Виталий Иванович Бугров. Иванов проверял викторины, разбирал «самотек», рецензировал рукописи. В те годы он и сам писал фантастику. В 1990 году Бугров опубликовал в «Уральском следопыте» первую фантастическую повесть начинающего автора «Охота на Большую Медведицу». Правда, от фантастики Иванов быстро ушёл в другие области литературы, и от первой публикации в журнале до первой книги пришлось ждать целых пятнадцать лет.

Все эти годы Иванов не оставлял надежды стать профессиональным писателем. Он работал учителем, сторожем, гидом-проводником и писал романы, которые никто не хотел публиковать. «Общага-на-Крови» (1993), «Географ глобус пропил» (1995) и «Сердце пармы» (2000) лежали в столе.

Первая книга Иванова (роман «Сердце пармы») выйдет только в 2003 году в издательстве «Пальмира». Пробиться к издателю Иванову поможет рекомендация писателя Леонида Юзефовича.
В том же году вышел роман «Географ глобус пропил», который пролежал в столе 8 лет. В 2004 «АСТ» опубликовало сборник ранних фантастических повестей «Корабли и галактика».

Иванов начал получать литературные премии: имени Д. Мамина-Сибиряка (2003), имени П. Бажова (2004), «Книга года» (2004), «Ясная поляна» (2006), «Странник» (2006), «Большая книга» (2006).
Ведущие российские кинокомпании («Централ Партнершип», «Феникс-фильм», «Красная стрела») начали интересоваться правами на экранизации.

В 2005 году у Иванова постоянным издательством стала «Азбука». С этого момента он переходит в профессиональную лигу и зарабатывает только литературным трудом.
Первой книгой профессионального писателя Алексея Иванова стал роман «Золото бунта» (2005).
Сейчас Иванов работает с «Редакцией Елены Шубиной» (издательство «АСТ»), а все интересы автора в книгоиздании, кино, театре, на телевидении представляет его продюсер Юлия Зайцева.

Роман «Сердце пармы» (18+) сразу стал событием в книжном мире, об Иванове заговорили ведущие критики, издатели, журналисты. Согласно утверждению Иванова, слово «парма» должно быть написано со строчной буквы, поскольку является приуральским названием хвойного леса, синонимом слова «тайга», но многие ставят прописную букву, так как этим именем собственным принято кратко называть Пермь Великую. Первоначальное название «Чердынь – княгиня гор». Это – магический эпос о последнем древнерусском княжестве Пермь Великая. Книга нелегка в прочтении, в ней много подробностей, диалектных слов, но если вчитаться, то вы погружаетесь в ту далекую эпоху. Сама по себе география и история пермяков, зырян, югорцев крайне интересна и загадочна.

Исторические романы Иванова посвящены разным эпохам. Книга «Золото бунта» (18+) представляет собой некий микс из истории, древних поверий, реализма и мистицизма. Жизнь тайги мешается с жизнью людей, со сказками, божьим промыслом и древними языческими символами. Язык повествования – яркий, живописный, стилизованный под 18 век. Отдельная тема – это описание природы Урала. Сюжет произведения: главный герой романа сплавщик реки Чусовой Осташа пытается понять причину смерти своего отца – знаменитого сплавщика, который был единственным человеком, знавшим, где спрятано золото пугачёвского бунта. Действие книги происходит через пару лет после восстания Пугачёва.

Своеобразную историческую трилогию образовали книги «Тобол. Много званых» (18+) «Тобол. Мало избранных» (18+) и написанные в соавторстве с Юлией Зайцевой документальные «Дебри» (16+). Эти книги о судьбах Сибири в эпоху Петра I.

Действие первой книги романа разворачивается с 1711 – отсылка пленных шведов в Тобольск (а ведь у нас в Березовском шведы тоже были) по 1814 – приезд фискала А. Нестерова с проверкой в Сибирь. Практически все фигуры первого плана – это реальные исторические лица. В центре повествования первый губернатор Сибири князь Матвей Гагарин, приезжающий в столицу Сибири Тобольск и начинающий стягивать всю власть в свои руки. Ему под стать местный изограф и архитектор Семён Ульянович Ремезов, с его планами переноса устья Тобола, строительством нового Кремля и много другого, Митрополит Филофей (Лещинский) на седьмом десятке лет, при содействии Гагарина, взявшийся за непростое дело миссионерствовать среди местных остяков и вогулов. Во второй книге романа-пеплума, как назвал его автор те же и новые герои. Примет ли их Сибирь? Изберет из званых?
Документальная книга «Дебри» в отличие от романов написана простым языком и является своеобразным дополнением, хоть и подготовлена раньше, к дилогии «Тобол». Читается легко и в простой форме (на общеобразовательном) уровне рассказывает об освоении Сибири и даёт сокращённое представление о дилогии. Из неё так же можно узнать, какие из персонажей являются реально существовавшими людьми, а какие вымышлены автором и из каких источников взят материал для романа.

«Вилы» (16+) считаются одним из лучших произведений Иванова. Оно о Пугачевском бунте, почти документальное. Книга об идее свободы и во что она эта идея превращается. Как всегда много исторических подробностей, выверенных до мельчайших деталей.

Последний на настоящее время роман писателя (но надеемся, что не последний вообще) «Тени тевтонов» (18+) В этом романе российского писателя Алексея Иванова история и мистика идут рука об руку. В основу книги легли два исторических события: бегство магистра Тевтонского ордена из замка Мариенбург и побег гауляйтера Эриха Коха из Пиллау. Сюжет романа выстроен на созвучии двух эпох – в нем одна и та же история словно повторяется через пятьсот лет. Действие романа происходит сразу в двух временных отрезках – в 1457 году и в 1945 году.

Историей интересы Алексея не ограничиваются, он пишет книги и о современной, ну почти современной, жизни.

«Общага-на-Крови» (16+) – драма из студенческой жизни 1980-х годов. Эта общага до сих пор стоит на перекрестке улиц Большакова и Чапаева в Екатеринбурге. Обычная общага, обычная жизнь.

«Географ глобус пропил» (16+) – наверное, самое известное произведение автора, во многом благодаря экранизации с Константином Хабенским. Но мнения о книге очень противоречивые. Если учесть, что она написана в 1995 году, многое становится понятно. По сюжету, не самый удачливый гражданин Служкин, живущий в небольшом городке, от безденежья устраивается на работу в школу учителем географии и начинается его тяжелая борьба с девятиклассниками. Все это происходит на фоне разлада в его семье, фоном проходит маленький городок Речники, окруженный великолепной и суровой природой Северного Урала, которую тяжело любить среди этих бессмысленных серых будней, в которых кто-то ищет утешение в алкоголе, кто-то в беспорядочных романах, а кто-то уже и не ищет никакого утешения. Роман имеет подзаголовок «Роман о настоящем человек в ненастоящие времена».

Книга «Ненастье» тоже недавно экранизирована. 2008 год. Простой водитель, бывший солдат Афганской войны, в одиночку устраивает дерзкое ограбление спецфургона, который перевозит деньги большого торгового центра. Так в миллионном, но захолустном городе Батуеве завершается долгая история могучего и деятельного союза ветеранов Афганистана – то ли общественной организации, то ли бизнес-альянса, то ли криминальной группировки: в «лихие девяностые», когда этот союз образовался и набрал силу, сложно было отличить одно от другого. Но роман не про деньги и не про криминал, а про ненастье в душе. Про отчаянные поиски причины, по которой человек должен доверять человеку в мире, где торжествуют только хищники, – но без доверия жить невозможно.

Не менее интересными у Иванова получаются и фантастические-мистические романы. Первый из них (не считая фантастической повести «Охота на большую медведицу») «Псоглавцы» (18+) написан под псевдонимом Алексей Маврин и вполне тянет на триллер. Трое молодых москвичей приезжают на «халтурку» в глухую деревню Поволжья: им надо снять со стены заброшенной церкви погибающую фреску. На фреске – еретическое изображение святого Христофора с головой собаки. Оказывается, деревня в старину была раскольничьим скитом, а «халтурка» – опыт таинственных дэнжерологов, «сапёров» мировой культуры. И во мгле торфяных пожаров утраченная историческая память порождает жуткого Псоглавца – то ли демона раскольников, то ли бога лагерной охраны.

А вот «Пищеблок» (16+) похож на пародию на современные книги о вампирах. Вампиры-пионеры, вампиры-пионервожатые обитают в пионерском, понятно, лагере. И у главного героя два выхода: или стать вампиром, или бороться с ними. Как пишет сам Иванов: «“Пищеблок” – простая и весёлая история о сложных и серьёзных вещах. Есть дети как дети – с играми, ссорами, фантазиями и бестолковостью. Есть пионерство, уже никому не нужное и формальное. А есть вампиры, которым надо жить среди людей, но по своим вампирским правилам. Как вампирская мистика внедряется в мёртвые советские ритуалы и переделывает живое и естественное детское поведение? Как любовь и дружба противостоят выморочным законам идеологии и вампиризма? Словом, чей горн трубит для горниста и под чей барабан шагает барабанщик?»


Нельзя не сказать хотя бы пары слов о документальных произведениях писателя. Большая часть из них связана с Уралом – «Железные караваны», «Уральская матрица», «Хребет России», «Горнозаводская цивилизация».

Остановимся на двух «Message: Чусовая» (12+) Начинается книга подробным описанием каждого камня, мимо которого проплывает в своем воображении читатель, спускаясь вниз по реке. Описывается каждая деревня и каждая достопримечательность рядом с рекой. Затем автор плавно переходит к историческим фактам, начиная с каменного века. Также подробно описано освоение Сибири Ермаком и его путь туда через Чусовую и ее притоки. Далее о промышленном освоении Сибири, о Демидовых, Строгановых, железных караванах, бурлаках и т. д.

И «Ёбург» (16+) с подзаголовком «Город храбрых». Сто новелл о Екатеринбурге на сломе истории: сюжеты о реальных людях, которые не сдавались обстоятельствам и упрямо строили будущее. Эпоха перемен порождала героев и титанов, и многих из них вся страна знала по именам. На мой взгляд, книга очень субъективная. Я тоже жила в этом городе в те времена и участвовала во многих событиях, описанных в книгах, и наши воспоминания во многом не совпадают. Но талант писателя не спрячешь, и книга получилась интересной.


Мы рассказали не обо всех книгах писателя. Но эти, как и остальные, вы найдете на полках наших библиотек. И это стоит сделать.

В публикации использованы материалы сайтов:
http://ivanproduction.ru/
https://otzovik.com/

Список книг Алексея Иванова
Message: Чусовая. – Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2007. – 478с.
Вилы. – Москва : АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2017. – 574 с. : фот. – (Новый Алексей Иванов).
Географ глобус пропил. – Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2009. – 382 с.
Дебри / Алексей Иванов, Юлия Зайцева. – Москва : АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2017. – 442 с. : ил. – (Новый Алексей Иванов).
Ебург. – Москва : АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2014. – 573 с. : ил.
Золото бунта, или Вниз по реке теснин. – Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2007. – 704 с.
Ненастье. – Москва : АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2015. – 637 с. – (Новый Алексей Иванов).
Общага-на-Крови. – Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2007. – 318 с.
Пищеблок. – Москва : АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2019. – 413 с. – (Новый Алексей Иванов)
Псоглавцы. – Санкт-Петербург : Азбука, 2013. – 349 с.
Сердце Пармы, или Чердынь-княгиня гор. – Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2007. – 576 с.
Тени тевтонов / Алексей Иванов. – Москва : РИПОЛ классик, 2021. – 381, [2] с.
Тобол. Мало избранных – Москва : АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2018. – 827 с.   – (Новый Алексей Иванов).
Тобол. Много званых. – Москва : АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2017. – 702 с. – (Новый Алексей Иванов).