623701 г. Березовский, ул. Гагарина, д. 7
Версия для незрячих

Забытая война

Эту войну на Западе называют Великой. А у нас чаще – забытой, что довольно странно, ведь именно она стала спусковым крючком для Февральской и Октябрьской революций и изменений в стране, которые за этим последовали. 11 ноября 1918 года окончилась Первая мировая война. Согласно официальным данным, человеческие потери только убитыми составили порядка 10 миллионов, не говоря уже о раненых, пропавших без вести и потерявших кров. Фронтовики, пережившие этот ад, возвращались домой (подчас, в совершенно другое государство) с целым набором физических и психологических травм. И душевные раны были зачастую похуже ран телесных. Эти люди, большинству из которых не было и тридцати лет, не могли адаптироваться к мирной жизни: многие из них спивались, кто-то сходил с ума, а некоторые и вовсе кончали с собой. Их сухо называли «неучтенными жертвами войны».

Впрочем, многолетнее молчание в России можно понять – гордиться особо нечем: не было блестящих военных побед, сепаратный Брестский мир. Может быть, именно поэтому в русской литературе тема Первой мировой проходит как-то незаметно, фоном для других событий – той же революции и Гражданской войны. Но мы все-таки хотим рассказать вам о книгах, так или иначе связанных с этой «забытой» войной, в том числе и зарубежных. О книгах художественных, а значит субъективных.

Начнем все-таки с русских произведений.
 
Михаил Шолохов «Тихий Дон» (12+) – роман эпопея, масштабнейшее произведение, в котором одновременно закрепились одна из главных историй любви и страсти в отечественной литературе, боевые эпизоды Первой мировой и Гражданской войн, историческая хроника и изображение жизни казачества во всей ее полноте. Все это написано очень изящным и чутким к народным оттенкам языком, с множеством отсылок к русской классике и невероятным чувством дикой, неприрученной природы. Некоторые военные эпизоды написаны с такой натуралистичностью, что ком подкатывает к горлу.

Алексей Толстой «Хождение по мукам» (12+). Эта трилогия включает в себя романы «Сестры», «Восемнадцатый год» и «Хмурое утро», каждый из которых написан настолько по-разному, что впору усомниться, что их писал один человек. Первая мировая война тут не сразу ошарашивает героев и читателя, а постепенно, захватнически посягает на привычную повседневность персонажей. 1914 год начинается в Петербурге, где живут сестры Катя и Даша Булавины, увлеченные популярным декадентским поэтом. Но от модернистской эстетики начала века скоро ничего не остается. В жизни девушек появляются Вадим Рощин и Иван Телегин, с которыми на протяжении всей книги они то расстаются, то воссоединяются. Виной тому — Первая Мировая, а затем и Гражданская война, не щадящая ничьи чувства и вносящая в судьбу коррективы, справиться с которыми оказывается почти невозможно.

Сергей Сергеев-Ценский «Брусиловский прорыв» (18+) – одна из немногих книг, целиком посвященных военной операции русской армии. Исторический роман повествует о том, что происходило во время крупнейшего (и, конечно же, одного из самых кровавых) сражений Первой мировой войны — Брусиловского прорыва, и как это повлияло на дальнейший ход истории. Генерал Брусилов повел Русскую армию против Австро-Венгрии и Германии и занял Галицию, Волынь и Буковину, но при этом «положил» огромное количество своих солдат. Эта книга – великолепный пример того, как исторические факты оживают для нас спустя годы, вызывая множество этических вопросов и провоцируя глубокую рефлексию.

Борис Пастернак «Доктор Живаго» (16+). Да, этот роман не совсем только о Первой мировой войне. Книга рассказывает о судьбе российской интеллигенции, начиная от начала столетия, и двигая все дальше, ко Второй мировой войне, через Гражданскую и революцию. Огромное наслоение образов, событий. Историй, характеров, героев, эмоций и всего того, что принято считать хорошим содержанием.

Леонид Андреев «Иго войны» (16+). Редкая русская книга, от и до посвященная Первой мировой и ее восприятию современником. Подзаголовок повести – «Признания маленького человека о великих днях»: книга представляет собой дневниковые записи простого клерка, не подлежащего призыву из-за возраста. Война поначалу как будто не касается Ильи Петровича Дементьева, однако вскоре расходящимися волнами начинает влиять и на его жизнь: когда на фронт уходит брат жены, на плечи Дементьева ложится забота о большой тещиной семье и одна беда следует за другой. Трагедия, разворачивающаяся «где-то там», где-то на берегах Соммы или в Галиции, на самом деле затрагивает всех – и то, как дыхание истории оборачивается трупным зловонием в родном доме Дементьева, Андреев показывает с выдающимся мастерством.

Необычный взгляд на эту войну отражен в трилогии нашего земляка Арсена Титова «Тень Бехистунга» (18+). Необычный, потому что рассказывает о малоизвестных событиях. Действие происходит в Первую мировую войну на Кавказском фронте и в Персии в период с 1914 по 1917 годы, а также в Екатеринбурге зимой-весной 1918 года, в преддверии Гражданской войны. Трилогия открывает порой и совсем забытые страницы нашей не столь уж далекой истории, повествует о судьбах российского офицерства, казачества, простых солдат, защищавших рубежи нашего Отечества, о жизни их по возвращении домой в первые и, казалось бы, мирные послереволюционные месяцы.

Роман мастера исторического романа Валентина Пикуля «Честь имею» (16+) о герое без имени, разведчике Генштаба. Главный герой воевал в Пруссии, после чего был захвачен немцами, затем стал работать на немецких фабриках. Сбежал во Францию, позже - в Югославские земли. Там он продолжил воевать за русских против Венгрии. «Человек без имени» погиб в Югославских землях, пожертвовав своей жизнью ради гражданских людей.

В европейской и американской литературе 1920-30-х трагедия «потерянного поколения» – молодых людей, прошедших через окопы Вердена и Соммы, – стала одной из центральных тем творчества целого ряда авторов (особенно стоит отметить 1929 год, когда были опубликованы книги писателей-фронтовиков Эриха Марии Ремарка, Эрнеста Хемингуэя и Ричарда Олдингтона).


Эрих Мария Ремарк «На западном фронте без перемен» (16+) – этот роман считается самым ярким антивоенным произведением. Это история о мальчиках, жизнь которых сломала (а точнее смела) война. Еще вчера они были простыми школьниками, сегодня же они — обреченные на смерть воины кайзеровской Германии, которых бросили в мясорубку тотальной войны: грязные окопы, крысы, вши, многочасовые артобстрелы, газовые атаки, ранения, смерть, смерть и еще раз смерть... Их убивают и калечат, им самим приходится убивать. Они живут в аду, а сводки с передовой вновь и вновь сухо гласят: «На Западном фронте без перемен». В предисловии автор говорит: «Эта книга не является ни обвинением, ни исповедью. Это только попытка рассказать о поколении, которое погубила война, о тех, кто стал её жертвой, даже если спасся от снарядов».

Эрнест Хемингуэй «Прощай, оружие!» (16+) – еще один культовый роман, прославивший писателя. В 1918 году будущий автор «Старика и моря» записался в ряды волонтеров Красного Креста. Он служил в Италии, где получил тяжелое ранение во время минометного обстрела на передовой. В миланском госпитале он встретился со своей первой любовью – Агнес фон Куровски. История их знакомства и легла в основу книги. Сюжет довольно-таки прост: солдат, влюбившийся в медсестру, решает, во что бы то ни стало, дезертировать из армии и уехать вместе с возлюбленной подальше от этой бойни. Но от войны-то убежать можно, а вот от смерти?..

Ричард Олдингтон «Смерть героя» (18+) – менее известное произведение, чем два предыдущих. Это пронизанный суровой горечью и безнадежностью манифест «потерянного поколения». Это история молодого художника, сбежавшего в окопный ад Первой мировой от равнодушия и непонимания родителей и любимых женщин. Помимо фронтовых ужасов в книге также описано английское общество пост-викторианской эпохи, патриотический пафос и лицемерие которого способствовали развязыванию одного из самых кровавых конфликтов в истории человечества. По словам самого Олдингтона: «Эта книга является надгробным плачем, памятником, быть может, неискусным, поколению, которое горячо надеялось, боролось честно и страдало глубоко».

Ярослав Гашек «Похождения бравого солдата Швейка» (12+). Швейку все нипочем: он слишком любит жизнь, а на всякую неприятность реагирует чуть ли не криком «Ура, приключение!». Ушлый, хитрый и обескураживающе добродушный, герой Гашека потрясающе антихрупок – что в окопах, что на мирных пражских улочках и в их уютных кабаках. Кажется, этот недотепа легко и до генерала дослужится, пленит какую-нибудь вражескую шишку — и сам не заметит как. Но за юмором и сатирой не пропустите антивоенную подкладку.

Себастьян Фолкс «И пели птицы…» (18+). Роман Себастьяна Фолкса начинается с довольно мирной истории об одном провинциальном адюльтере. Ничто не предвещает беды, кроме зловещей даты «1910» в начале первой части: мы, читатели из далекого будущего, знаем, что ждет героев дальше. Трогательная и чувственная история вдруг оборачивается беспросветным мраком и ужасом — натурализм Фолкса потрясает. Но Фолкс без сомненья верит в человека, в его способность сохранить душу целостной даже на самом последнем круге ада. Его книга вновь становится трогательной и чувственной.

Джоджо Мойес – автор преимущественно романтичных, светлых романов. Тем более неожиданным становится описание на фоне, конечно же, любовной истории ужасов войны в оккупированном французском городке, первых немецких концлагерей и готовности людей использовать трагическую ситуацию к своей выгоде. «Девушка, которую ты покинул» (16+) – это название картины, которую подарил художник своей жене перед уходом на фронт. История, разворачивающаяся вокруг этой картины, рассказывает о многом, в том числе и о войне.

Война трагичное, ужасное явление, ломающее судьбы людей по обе стороны фронта, и эти книги говорят об этом для того, чтобы мы не повторили драматические страницы истории.

В публикации использованы материалы сайтов:
https://eksmo.ru/
https://storyport.online/

Список литературы
Андреев Л. Н., Дневник Сатаны. – Москва : Эксмо, 2007. – 636 с. – (Русская классика XX века).
Гашек Я. Похождения бравого солдата Швейка / пер. с чеш. – Москва : Эксмо, 2007. – 634 с.
Мойес Д. Девушка, которую ты покинул / пер. с англ. Ольги Александровой. – Москва : Иностранка : Азбука-Аттикус, 2014. – 540 с.
Олдингтон Р., Смерть героя / пер. с англ. – Москва : Художественная литература, 1976. – 318 с.
Пастернак Б. Доктор Живаго. – Санкт–Петербург : Азбука-классика, 2008. – 765 с.
Первая мировая. – Москва : Молодая гвардия, 1989. – 606 с. – (История Отечества в романах, повестях, документах. Век XX)
Пикуль В.Честь имею : исповедь офицера Российского Генштаба. – Москва : Вече, 2019. – 606 с. : ил., портр.
Ремарк Э. На Западном фронте без перемен / пер. с нем. Н. Федоровой. – Москва : АСТ, 2015. – 251 с. – (Возвращение с Западного фронта).
Титов А. Тень Бехистунга. – Екатеринбург : АсПУр, 2013. – 776 с.
Толстой А. Н. Хождение по мукам. – Москва : Э, 2017. – 797 с. : фот. цв.
Фолкс С. И пели птицы… / пер. с англ. Сергея Ильина. – Москва : Синдбад, 2019. – 588 с.
Хемингуэй Э. Прощай, оружие! / пер. с англ. С. Таска. – Москва : АСТ, 2020. – 319 с. – (Зарубежная классика).
Шолохов М. Тихий Дон. – Санкт–Петербург : Азбука : Азбука-Аттикус, 2020. – 1323 с. – (Русская литература. Большие книги).