623701 г. Березовский, ул. Гагарина, д. 7
Версия для незрячих

Все уже придумано до нас

Если брать даже русские народные сказки, то там есть летательные аппараты на реактивной тяге (ступа с помелом), телепорты, боевые роботы (избушка на курьих ножках), световые мечи (меч-кладенец, которым взмахнул улочка, отмахнулся переулочек), направленная медикаментозная мутация организма (исцеление Ильи Муромца), пищевой три дэ принтер (скатерть самобранка) и много чего еще.
Научная фантастика часто знакомит нас с выдуманными мирами будущего, кажущимися не более чем фантазией их создателей. Однако всего за последние 100 лет человечество достигло невероятного технологического прогресса и не малую роль в этом сыграла как раз научная фантастика, являющаяся практически бездонным генератором новых идей. На самом деле очень многое из того, что было впервые показано или рассказано в фильмах и книгах в итоге стало частью нашего настоящего. Конечно же, некоторые вещи, описанные там, по-прежнему находятся на ранней стадии реальной разработки, до некоторых наука еще просто не дошла, но есть и множество примеров уже реализованных идей.
Идеи приходят откуда угодно, а вдохновение может озарить за долю секунды. Но иногда искра вдохновения загорается не от реальности, но от выдумки. К примеру, есть научно-фантастические рассказы, опередившие прогнозы технологического развития и напрямую вдохновившие научный прогресс: от роботов до ракетостроения, и многого другого. Вот об изобретениях на основе научной фантастики, которую стоит почитать, пока мы всё ещё ждём телепортации за пределы квантового уровня.


Вертолёт. В детстве Игорь Сикорский прочитал русский перевод книги Жюля Верна «Робур-Завоеватель»* (12+), на английском известной ещё под одним названием – «Облачный клипер», и книга потрясла его воображение. Пламя интереса в Сикорском зажглось не только от описания Жюлем Верном вертолёта «Альбатрос», но и от иллюстраций художника Леона Беннетта, использовавшего наброски летающей машины самого Верна. Первую свою разработку вертолёта Сикорский опробовал в 1909 году, но не смог поднять его в воздух; потерпев неудачу повторно в 1910, он переключился на самолёты. Спустя тридцать лет он вернулся к вертолётам, теперь имея за плечами десятки лет авиационной практики. В 1931 году Сикорский запатентовал свою первую модель вертолёта, хотя до её тестирования были и другие летающие экспериментальные модели (первая их них - это гироплан Луи Бриге 1935 года). В этих ранних вертушках использовалось множество несущих винтов, но именно в модели Сикорского применялся один несущий винт на корпусе и один винт поменьше — хвостовой — для противодействия крутящему моменту, позволяющему оторваться от земли (или, скорее, ворваться в небо). К 1942 году он создал первый вертолёт для массовых продаж XR-4, и разработанная им конструкция несущего винта применяется в большинстве вертолётов и сегодня. 


Всемирная паутина. Той всемирной паутины, которую мы все знаем, могло и не быть без рассказа Артура Кларка в стиле 1960-х годов «"Ф" — значит Франкенштейн» (12+). Это научно-фантастическая история о глобальной сопряжённой телефонной сети, которая обрела сознание... и именно это послужило одним из источников вдохновения для создания всемирной паутины Тимом Бернерсом-Ли в 1980-х годах. В 2002 году в интервью для «Общества Интернета» Кларк рассказал о том, какое впечатление его история произвела на Бернерса-Ли, заявив: «Думаю, для Всемирной Паутины я — крёстный отец». Благо, изобретение Бернерса-Ли не обзавелось самосознанием и не поработило мир, как в истории Кларка... по крайней мере, пока.

Спутниковая связь. Это явление, без которого мы не смогли бы сидеть в интернете и читать свои любимые сайты, впервые описал тоже Артур Кларк в 1945 году в эссе «Космическая станция: Для применения радио» (12+). Он, к слову, описал все в точности так, как это должно работать и работает. Именно его идеи взяли за основу для современной спутниковой связи, которой мы пользуемся каждый день. Придумал он ее очень просто – во время войны Кларк служил в королевских ВВС и занимался специальной радиосвязью и радарами. Свое изобретение патентовать он не стал, а решил, что этим должны пользоваться все жители планеты в равной степени. 


Марк Твен в первую очередь запомнился публике его героями Томом Сойером и Геккельбери Финном. Но все же и у него было несколько научно-фантастических романов. В их числе – «Из «Лондонской таймс» за 1904 год» (12+). Там писатель описывает некое изобретение, названное «телеэлектроскопом», или всемирным телефоном. И он действительно обладает всеми признаками нынешнего интернета или видеочатов. «Аппарат достали и подключили к международной телефонной сети. Теперь Клейтон день и ночь звонил во все уголки земного шара, смотрел на тамошнюю жизнь, наблюдал разные диковинные зрелища, разговаривал с людьми, и благодаря этому чудесному изобретению ему стало казаться, что у него выросли крылья, и он может лететь, куда хочет».


Невидимые ткани. В манге Масамунэ Сиро «Призрак в доспехах» (16+), первоначально выходившей с 1981 по 1991 года, описана технология под названием термооптический камуфляж, пользователи которой могут становиться почти невидимыми. Профессор Токийского университета Масахико Инами прочитал мангу, работая над своей докторской, и сказал, что она помогла ему осознать следующее: «пусть и нельзя сделать предметы физически невидимыми, но, с инженерной точки зрения, можно сделать их визуально невидимыми, слившись с окружающей обстановкой посредством трёхмерных изображений». В 1999 году Инами впервые представил свой оптический камуфляж, работающий за счёт проецирования трёхмерных изображений в реальном времени на светоотражающий материал. Хотя данная технология ещё не достигла научно-фантастического уровня, в 2020 году Инами описал пользу от этой технологии: он считает, что помимо использования её в качестве плаща-невидимки как в «Призраке в доспехах», с помощью неё можно уменьшить число слепых зон в транспорте, сделав «салон машины, в частности, стойки кузова <...> невидимыми», и использовать в качестве инструмента диагностики и проведения операций в медицине.


Атомная бомба. В романе «Освобождённый мир» (16+) 1914 года Герберт Уэллс предвидел появление оружия, способного стереть города, достаточно маленького, чтобы его можно было сбросить с самолёта, и которое «будет бесконечно взрываться», и назвал его атомной бомбой. Его роман не только предсказал появление атомной бомбы, но и вдохновил физика Лео Силарда на участие в её создании. Силард прочитал «Освобождённый мир» в 1932 году и позже поведал: «[роман] произвёл на меня очень сильное впечатление, но я воспринимал его исключительно как выдумку». И всё же, идея пустила корни. Вдохновение и посетило его во время прогулки, и он описал ядерную цепную реакцию, благодаря которой идея Уэллса из выдумки стала реальностью (поразительно, но точный год и место данного открытия Уэллс также предсказал: выдуманный им учёный Холстен также разгадал загадку атомной энергии в 1933 году, проживая в Блумсбери). После Силард помогал в создании и разработке «Проекта Манхэттен», и в 1954 году он назвал Уэллса отцом атомной бомбы. Однажды учёный сообщил, что «Освобождённый мир» ясно дал ему понять, «что по большей части означает освобождение атомной энергии».


Современные подлодки. В 1867 году Жюль Верн посетил Всемирную выставку в Париже и увидел там модель французской подводной лодки «Plongeur» — первой в мире субмарины, работающей не на человеческой тяге, но на механике — за счёт пневматического привода винта. Спустя два года в журнале «Magasin d'Éducation et de Récréation» частями начали печатать «Двадцать тысяч лье под водой»* (12+). В истории рассказывалось о ещё более прогрессивном подводном судне под названием «Наутилус». Саймон Лейк прочитал роман Жюля Верна в возрасте 14 лет и был заворожен «Наутилусом» капитана Немо. В 1894 году, в возрасте 27 лет, он разработал и запустил первую из многих в своей карьере морского инженера подводную лодку «Argonaut Junior». Его вариант балластной цистерны для стабилизации и погружения улучшил контроль над погружением и всплытием (а это отличительная черта «Наутилуса»), что повлияло на развитие технологии разработки подводных судов.


Лазер. Знаменитый роман одного из отцов-основателей жанра Герберта Уэллса «Война миров»* (12+) впервые вышел отдельной книгой в 1898 году, через год после публикаций в британских и американских периодических изданиях. Таким образом, идея о возможности существования искусственного источника невидимых лучей, способных резать металл и стекло, пришла к Уэллсу за 20 лет до появления концепции «вынужденного излучения», предложенной Эйнштейном. «До сих пор еще не объяснено, каким образом марсиане могут умерщвлять людей так быстро и так бесшумно. Многие предполагают, что они как-то концентрируют интенсивную теплоту в абсолютно не проводящей тепло камере. Эту конденсированную теплоту они бросают параллельными лучами на тот предмет, который они избрали целью, при посредстве полированного параболического зеркала из неизвестного вещества, подобно тому как параболическое зеркало маяка отбрасывает снопы света. Все, что только может гореть, превращается в языки пламени при их прикосновении; свинец растекается, как жидкость; железо размягчается; стекло трескается и плавится, а когда они падают на воду, она мгновенно превращается в пар». Разработка концепции способствовала изобретению первого микроволнового генератора — мазера (за что в 1964 году ученые Ч. Таунс, Н. Г. Басов и А. М. Прохоров получили Нобелевскую премию по физике), а затем и оптического квантового генератора — лазера. Применяется технология достаточно широко: в медицине и косметологии, астрономии и химии, микроэлектронике, оптике, радиотехнике и многих других областях, не говоря уже о знакомых каждому световых пушках и указках. 


Метро. «4338-й год: Петербургские письма»* Владимира Одоевского (16+). Писатель, музыковед и активный деятель просвещения Владимир Одоевский известен, прежде всего, как автор детских сказок. А между тем, в его дневниках есть записи, которые можно истолковать как предсказания появления магнитного телеграфа и даже интернета. В неоконченном футуристическом романе Одоевского перед читателем предстает Земля за год до столкновения с кометой Биэлы. Однако многие технологии «пятого тысячелетия» человечеству удалось придумать и применить намного раньше. Одна из них — скоростной подземный транспорт, известный жителям XXI века как метро. «Мы должны были выйти из электрохода и с смирением пробираться просто пешком между грудами метеорического железа; в это время на море была буря; седой Каспий ревел над нашими головами и каждую минуту, кажется, готов был на нас рухнуться; действительно, если бы аеролит упал несколькими саженями далее, то туннель бы непременно прорвался и сердитое море отомстило бы человеку его дерзкую смелость; но, однако ж, на этот раз человеческое искусство выдержало натиск дикой природы; за несколько шагов нас ожидал в туннеле новый электроход, великолепно освещенный гальваническими фонарями, и в одно мгновение ока Ерзерумские башни промелькнули мимо нас». На первый взгляд кажется, что Одоевский сильно ошибся с веком из-за того, что не учел ускорения темпов жизни и научного прогресса, но, во-первых, его «электроход» позволяет путешествовать из одного государства в другое, а во-вторых, в романе описаны и другие технологии, пока не известные нам. 


У знаменитого писателя Жюля Верна есть множество книг, которые разбирали уже тысячу раз по полочкам. Но есть у него и другое произведение – антиутопия «Париж в 20 веке» (12+). Там он впервые описывает общество будущего. Среди предсказаний там значатся такие вещи, как электромагнитный метрополитен, который работает благодаря сложным системам подачи сжатого воздуха. От него в принципе работают многие вещи, а сам он содержится в огромных резервуарах, в которые закачивается благодаря сложной системе насосов, работающих на ветряных мельницах.


О ракетах известно уже очень давно. Их издавна применяли для фейерверков и массовых зрелищ в Китае. Но первооткрывателем их космического потенциала стал российский писатель Алексей Толстой. В своем романе «Аэлита»* (12+) Алексей Толстой описывает, как герои Мстислав Лось и Алексей Гусев построили свой собственный межпланетный корабль. Они развили теорию Константина Циолковского и Николая Кибальчича. Именно второй за несколько дней до казни за покушение на императора описывал возможные путешествия на таком ноу-хау благодаря векторной силе тяги.


Ракеты на жидком топливе Отец ракетной техники Роберт Хатчингс Годдард связывает появление первоначального интереса к осуществлению настоящих космических путешествий с чтением «Войны миров»* (12+) Герберта Уэллса 1898 года в возрасте 16 лет. В 1926 году произошёл великий момент в истории космических полётов — Годдард запустил первую ракету, работающую на жидкостном двигателе. Спустя шесть лет он написал письмо Уэллсу, в котором заявил, что роман «произвёл сильное впечатление... И я понял: то, что по самым скромным подсчётам можно назвать «исследованием верхних слоёв атмосферы», суть самая завораживающая проблема действительности. Чары так и не спали, и я занялся физикой», добавив: «я не представляю, как долго ещё смогу работать над этой проблемой; надеюсь — всю свою жизнь. Нельзя даже помыслить о завершении, ибо «стремление к звездам», как буквально, так и образно выражаясь, — это проблема, охватывающая поколения». Все теоретические и инженерные достижения Годдорта заложили базу для учёных, работавших на заре космической эры.


В 1865 году автор романа «С Земли на Луну» (12+) Жюль Верн писал о первом путешествии человека на Луну. Некоторые события и детали, описанные в книге, удивительным образом совпадают с реальной миссией по высадке человека на Луну, случившейся лишь 104 года спустя. В самом NASA признаются, что между романом и реальной миссией «Аполлона-11» были и другие схожести. Например, космическое агентство отмечает, что форма и размеры выдуманного космического корабля «Колумбиада» сходны с теми, что были у космического аппарата миссии «Аполлон».


Антропоморфные роботы с искусственным интеллектом. Знали ли вы, что слово, использующееся в том или ином виде практически во всех современных языках на самом деле стало популярно благодаря чешскому слову «robota» - то есть подневольный, рабский труд. Да-да, в русском языке «работа» тоже, наверное, не случайно так называется. А «создал» антропоморфных машин никто иной, как чешский писатель Карел Чапек. И слово для их обозначения тоже придумал он. Вместе со своим братом он написал пьесу «Р.У.Р. (Россумские универсальные роботы)» (12+). О механизмах, способных заменить человека практически в любой его деятельности, и «искусственном разуме» писали многие: от Артура Кларка до современных фантастов. Но даже литературные конкуренты Айзека Азимова признавали его «Три закона роботехники» (12+) гениальной находкой. На сегодняшний день самым известным роботом-гуманоидом считается София, созданная компанией Hanson Robotics в 2015 году. Обладает ли София сознанием и какими-то моральными принципами, проверить невозможно, кроме того, у нее отсутствуют ноги — чтобы не было возможности повредить сложный компьютерный «мозг». Но она способна поддерживать разговор, остроумно шутить, самостоятельно обучаться и добывать новую информацию в интернете, а также воспроизводить более 60 (!) различных эмоций при помощи жестов и мимики. С 2017 года механическая женщина официально является гражданкой Саудовской Аравии, а значит, будущее, о котором писал Азимов, уже близко. Он же после посещения выставки электроники World’s Fair в 1965 году предрек рассвет автомобилей с «роботизированными мозгами». 50 лет спустя такие компании как Waymo (и многие другие) начали разработку и тестирование своих беспилотных автомобилей. В своей заметке в газете New York Times Азимов представил, какой может стать выставка World’s Fair через 50 лет с того момента.


Томотака Такахаси — один из ведущих создателей роботов-гуманоидов, и, по его словам, началось всё с манги Осаму Тэдзука «Астробой» (12+). Первоначально манга выпускалась с 1952 по 1968 года, и в ней рассказывается о путешествиях андроида (название «Астробой» — его имя), созданного доктором Уматарё Тэнма. Особенно Такахаси понравилось «описание того, как учёный смастерил робота», которое «действительно вдохновило заняться робототехникой и стать учёным-изобретателем». Андроид напрямую повлиял и на внешний вид творений Такахаси: особенно это касается Киробо, тринадцатидюймового робота-помощника, созданного для работы на Международной космической станции в помощь космонавту Коити Ваката. Цветовой дизайн Киробо, вплоть до красных башмачков, такой же, как и у Астробоя, и он выглядит таким же милым и дружелюбным.



Дополненная реальность. Наш современник Нил Стивенсон не просто предсказывает будущее в своих книгах (например, «Лавина» (16+) или «Криптономикон»* (16+) — он участвует в его создании. Сегодня фантаст, еще в 90-е описавший мир, в котором материальные объекты и их пиксельные аналоги сосуществуют в одной видимой реальности, активно общается с учеными и хакерами, занимается программированием и веб-дизайном и работает главным футурологом в компании Magic Leap, специализирующейся на проектах в области VR. Разумеется, перед ним не реальные люди. Все это часть анимированной интерактивной картинки, нарисованной его компьютером согласно спецификациям, сгруженным по оптоволоконному кабелю. Люди здесь — программы, называемые «аватары». Технологии, позволяющие видеть виртуальные объекты в реальном мире, уже сейчас доступны на устройствах от Google и Apple. И вы, скорее всего, активно пользуетесь ими, не осознавая, что «будущее наступило». Очки дополненной реальности пока слишком дороги для массового рынка, но «маски» в Instagram, игры типа Pokemon Go и приложения для «примерки» татуировок, «расстановки» еще не купленной мебели в вашей комнате и мгновенного перевода фраз, попадающих в «поле зрения» камеры смартфона, — не что иное, как примеры использования передовых технологий в области AR. 


Беспроводные наушники-вкладыши. В знаменитой антиутопии «451 градус по Фаренгейту»* (12+) Рэя Брэдбери можно найти немало современных устройств. «Телевизорные стены» напоминают плоские ЖК-экраны, механические роботы, обслуживающие банковских клиентов всю ночь, — круглосуточные автоматы, а «радиоприемники-втулки» наводят на мысли о современных беспроводных наушниках. «В ушах у нее плотно вставлены миниатюрные «Ракушки», крошечные, с наперсток, радиоприемники-втулки, и электронный океан звуков — музыка и голоса, музыка и голоса — волнами омывает берега ее бодрствующего мозга». А ведь к моменту выхода романа не существовало даже обычных наушников для прослушивания музыки! Первый портативный аудиоплеер появился лишь в 1979 году, беспроводные наушники, подключаемые к основному устройству при помощи Bluetooth, вышли в массовую продажу в 1990-е, а с 2005 года для передачи звука используется Wi-Fi.

Электрошокер. «Том Свифт и его электрическое ружьё» (12+) Виктор Эпплтон. В романе, написанном под псевдонимом и опубликованном в 1911 году, заглавный герой изобретает оружие, которое выглядит как обычное ружьё, но стреляет электрическими зарядами. Это была любимая книга Джека Кавера, и отчасти она вдохновила его на создание собственного электрического пистолета — электрошокера. Кавер, будучи инженером в области аэронавтики, начал разрабатывать устройство в конце 1960-х ввиду того, что воздушные маршалы, стреляя на самолёте, могли прострелить фюзеляж или попасть в критически важные механизмы. Он хотел сделать оружие нелетальным (хотя конечный вариант точнее будет назвать «менее летальным»), и вдохновение посетило его, когда он прочёл о мужчине, обездвиженном после столкновения с электрическим ограждением. К 1974 году Кавер создал свою собственную версию ружья ТомаСвифта... И, отдавая дань Свифту, назвал устройство «TASER», что является акронимом названия «Thomas A. Swift's Electric Rifle» («А» он добавил для благозвучия).



Впервые термин «кредитная карта» был использован в романе Эдварда Беллами «Взгляд назад» (16+) 1887 года. Главный герой романа засыпает в 1887 году и просыпается спустя 113 лет, позже узнав, что его родной дом превратился в социалистическую утопию. В то время образ кредитной карты, с помощью которой можно было бы расплатиться за товар или перевести деньги с одного счета на другой — воспринимался как научная фантастика. Однако Беллами очень точно предсказал принцип работы таких карт, описав даже возможность пользоваться ими за рубежом.

*Книга имеется в фонде БЦБС.

В публикации использованы материалы сайтов:

https://www.livelib.ru/translations/post/112312-11-izobretenij-na-osnove-nauchnoj-fantastiki?utm_source=subscription&utm_medium=email&utm_campaign=topweek0127_jan_2023_2&utm_content=default&usid=855556391

https://www.livelib.ru/group/109/post/42714-5-izobretenij-predskazannyh-v-literature-kakimi-videli-tehnologii-buduschego-uells-bredberi-i-azimov

https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Ffishki.net%2F4017888-vse-uzhe-pridumano-za-nas-kakie-izobretenija-pisatelej-fantastov-dejstvitelyno-pojavilisy.html&utm_source=aab&platform=desktop

Азимов А. Три закона робототехники : Сборник научно–фантастических рассказов. – Москва : Мир, 1979. – 400 с. – (Зарубежная фантастика).

Беллами Э., Утопия XIX века. Проекты рая. – Москва : АСТ, 2019. – 606 с. – (Зарубежная классика).

Брэдбери Р. 451 градус по Фаренгейту; Марсианские хроники ; Рассказы : перевод с английского. – Москва : Все для Вас, 1992. – 432 с. – (Американская фантастика; т. 1).

Верн Ж. Двадцать тысяч лье под водой : перевод с французского. – Екатеринбург : Сунгирь, 1992. – 416 с. 

Верн Ж. Париж 100 лет спустя : перевод с французского. – Москва : Международные отношения, 1995. – 256 с.

Верн Ж. Робур-Завоеватель. Властелин мира. Флаг Родины : романы : перевод. с французского – Пермь : Книжное издательство, 1984. – 477 с.

Верн Ж. Таинственный остров. С Земли на Луну. – Москва : ЭКСМО, 2010. – 671 с. – (Зарубежная классика).

Капитан Немо в России : русская фантастическая проза XIX–начала XX века. – Красноярск : Офсет, 1993. – 495 с

Кларк А. Колыбель на орбите. – Санкт–Петербург : Эксмо : Домино, 2010. – 762 с. – (Отцы–основатели. Весь Кларк).

Новые японские мульты 2 : сборник мультфильмов. – Санкт–Петербург : Мега Видео, 2004. – 1 эл. опт. диск (DVD–ROM) 

Стивенсон Нил Криптономикон / пер. с англ. Е. Доброхотовой–Майковой. – Москва : АСТ : ЛЮКС, 2004. – 910 с. – (Альтернативная фантастика).  

Твен М. Рассказы, очерки, публицистика : 1894–1909. Собрание сочинений Т. 11, – 1961. – 614 с.

Толстой А. Гиперболоид инженера Гарина ; Аэлита – Санкт–Петербург : Азбука : Азбука–Аттикус, 2020. – 477 с. – (Мировая классика).

Уэллс Г. Война миров и другие романы / перевод с английского Е. Бируковой, Д. Вейса, М. Зенкевича, К. Морозовой. – Москва : Иностранка : Азбука–Аттикус, 2018. – 861 с. – (Иностранная литература. Большие книги).

Уэллс Г. Пища богов. Первые люди на Луне. Освобожденный мир. – Минск : Сказ, 1994. – 577 с. – (Фантастические приключения).

Чапек К. Средство Макропулоса. Война с саламандрами. Фантастические рассказы : перевод с чешского – Москва : Мир, 1966. – 566 с.