623701 г. Березовский, ул. Гагарина, д. 7
Версия для незрячих

Влюбиться в искусство

В моем детстве в нашей домашней библиотеке была изумительная книга по истории западноевропейского искусства эпохи Возрождения. Именно в ней я узнавала о Микеланджело и Рафаэле, Леонардо да Винчи и Боттичелли. Сегодня эту книгу бы ограничили 18+, ведь на прекрасных иллюстрациях были обнаженные модели. Хорошо бы, чтобы у каждого была такая книга и не только в детстве.

Сколько раз можно смотреть полюбившуюся картину? Бесконечно. Сколько книг нужно прочитать, чтобы понимать изобразительное искусство? Сколько успеете.

Мы вам уже рассказывали о книге нашей землячки Анны Матвеевой «Картинные девушки. Музы и художники: от Рафаэля до Пикассо» (16+), посвященной не просто творчеству разных художников, а той роли, которую сыграли в их жизни женщины – музы, подруги, жены. Большинство из них были и натурщицами.


Но интересных книг об изобразительном искусстве издается немало и хочется рассказать хотя бы о некоторых.

Мы продолжаем увлекательное путешествие в мир искусства с книгой известного искусствоведа Анастасии Постригай «Влюбиться в искусство: от Рембрандта до Энди Уорхола» (16+). В этой книге вы встретите как знакомые по книге Анны Матвеевой имена, так и новые. Но истории этих новых художников также удивительны. Глава за главой вы будете чувствовать, будто шагаете рядом с именитыми художниками и видите, как рождаются легендарные произведения. Конечно, знатоки вряд ли узнают что-то новое. Но для новичков в ней много интересного. Особенно об искусстве 20 века. Например: «Импрессионизм не только красивый, но и умный. Этот красочный эмоциональный стиль имеет под собой научный фундамент, который создали двое людей: Гельмгольц и Шеврёль. Раньше художники работали по наитию, а благодаря Шеврёлю они получили рабочую схему, как смешать несколько цветов и создать совершенно новый оттенок. Опираясь на это ноу-хау, Сёра и коллеги решили развить эксперимент. Они не смешивали краски на палитре, но накладывали мазки разных цветов на холсте рядом друг с другом, оставляя между ними зазоры. Благодаря особенностям человеческого зрения с расстояния цветовые пятна смешиваются. Так родился пуантилизм (от французского pointillisme – точечность) – стиль письма раздельными мазками точечной или прямоугольной формы». Живопись любого направления – это, как правило, тяжелый труд, требующий вложения не только умения рисовать, но и части собственной души. Наверное, поэтому у многих художников трагическая судьба, несмотря на известность и даже богатство. Энди Уорхол – самый необычный художник 1980-х. Кто бы мог догадаться сделать из банки супа произведение искусства? «Многие считают, что произведение искусства — это то, что художник писал часами напролет вручную. Но в современном искусстве все по-другому. Здесь главное — идея». Кстати произведения Уорхола можно посмотреть в Екатеринбурге в галерее «Главный проспект».

Погружаясь в искусство художника, стоит узнать, где он родился и как провел детские годы. Многие творческие порывы, которые потом выражаются в картинах, закладываются в самом юном возрасте. «Фрида Кало росла девочкой обособленной, одинокой, скрытной, её взаимоотношения с другими детьми складывались не особо хорошо. В шесть лет она заболела полиомиелитом и в результате девять месяцев прожила, как затворница. Она испытывала невероятные боли в ногах, и, чтобы снять их, родители омывали их ореховой водой и обтирали полотенцами». Трудности детства не помешали Фриде стать одной из известнейших художниц 20 века. Жизнь художника сложна и зависима. Она зависит от окружения, публики, внутреннего состояния. Как и любой труд, живопись требует ежедневной дани и полной отдачи. Но творчество трудно загнать в рамки, если это творчество от души, а не просто способ заработать на жизнь. Все художники, о которых написано в этой книге, жили в разные времена, некоторые получили прижизненное признание, славу, богатство, а некоторые так никогда не узнали о подтверждении своей гениальности. Но главное, что они творили и оставили свои творения нам.

Серия книг Паолы Волковой «Мост через бездну» (12+) создана по мотивам лекций на телевидении. Включает в себя «Комментарий к античности», «В пространстве христианской культуры», «Мистики и гуманисты», «Великие мастера», «Импрессионисты и ХХ век». Редкий случай, когда книги по искусству читаешь с подлинным интересом. Хотя некоторые читатели отмечают сложность терминологии, большое количество исторических и мифологических персонажей. В общем, рассчитано на подготовленного читателя.

Ирина Антонова «Диалоги об искусстве. Пятое измерение» (6+)
Ирина Александровна Антонова – единственный музейный деятель, чье имя широко известно не только в профессиональном кругу. Легендарный директор ГМИИ им. Пушкина, человек, влюбленный в великое искусство прошлого и открывший для нас современных художников, новатор музейного дела, она умела не только показывать искусство в стенах своего музея, но и рассказывать о нем, заражая своим восторгом, своей любовью. С 1960-х годов она читала лекции об искусстве, а последние двадцать лет жизни вела авторскую передачу «Пятое измерение», которая стала антологией рассказов о художниках, картинах, музеях, коллекционерах. Эта книга посвящена очень важному повороту в изучении истории искусства – «вечным темам искусства» и состоит из четырех больших разделов: «Любовь», «Герой», «Человек и Природа», «Натюрморт». Каждый раздел сопровождается цветными фотографиями произведений из коллекции Пушкинского музея.

История искусства может быть рассказана с разных точек зрения: с помощью техник, движений, языков или стилей. Историк искусства Костантино д’Орацио выбирает иной, неизведанный путь. В своей книге «История искусств в шести эмоциях» (16+) он приглашает нас совершить путешествие во времени от древности до наших дней, чтобы узнать, как художники представляли эмоции, которые скрываются в наших самых невыразимых и захватывающих снах. Желание, страдание, изумление, сомнение, веселье, безумие… Мы миллион раз слышали эти простые слова, однако, знаем ли мы их значение для мирового искусства? Костантино д’Орацио проведет вас через знаменитые шедевры и менее известные произведения, которые вызывают в нас целую гамму настроений. Окунитесь в чувства, которые человечество ощущало и рассматривало на протяжении веков. Почему Леонардо да Винчи с легкостью изображал изумление, а Гюстав Кюрбе мог создать отчаяние одним взмахом кисти? Эрос для желания, Прометей для мучений, Медуза для бреда, Маддалена для изумления, Полимния для сомнений и херувимов для радости – это лишь некоторые из фигур, которые раскрывают волнение эмоций, содержащихся на этих страницах.

Женя Александрова «Анатомия искусства» (16+). Для чего у этой женщины глаз на подбородке – художник не умеет рисовать? Зачем этот черный квадрат висит на стене – он закрывает дырку на стене? Почему трава голубого цвета, а небо зеленое – это рисунки сумасшедшего? Уверена, что каждый из вас слышал или задавал подобные вопросы. Но открою вам страшную тайну: понять, для чего художники писали именно так, а не иначе, достаточно легко. Во-первых, почти все художники писали свои картины на одни и те же темы. Во-вторых, есть логичные причины, почему для повседневных сюжетов они выбирали такие странные цвета и формы. Хотите их узнать? Тогда открывайте эту книгу, и готовьтесь к тому, что вас затянет. Написано доходчиво, читать приятно. Не как обычно: от более ранних мастеров к современности, а сравнение взглядов на одни и те же сюжеты у разных мастеров, причины изменения направлений в искусстве.

Мария Санти «Просто об искусстве. О чем молчат в музеях» (16+)
Мария Санти – это не обычный искусствовед, который заученно бубнит что-то себе под нос. Она смогла перевернуть точку зрения на искусство и открывает перед нами новые, невероятные факты о художниках, ученых и других. Слыша имя «Леонардо да Винчи» представляете себе дряхлого старика, который уныло глядит на вас с самого знаменитого автопортрета в истории живописи? Стыд и срам! Благодаря Марии Санти вам станет ясно, что он был щеголем, модником и вообще весьма эпатажным человеком. Кроме того, вы узнаете, что Микеланджело презирал людей, а самая знаменитая египтянка в истории, в общем-то, египтянкой и не была. Откройте мировое искусство с новой стороны: щедро заправленный юмором и неожиданностями, путеводитель Марии Санти заставит вас стать экспертом в живописи. Мария Санти – искусствовед, который не приемлет скуки и одних их тех же фактов, которые путешествуют из одних книг в другие. Хотя книга получила неоднозначные отзывы читателей, слишком уж необычный подход.


В публикации использованы материалы сайтов:
https://www.labirint.ru/books/
https://www.litres.ru/

Список литературы
Александрова Ж. Анатомия искусства. – Москва : АСТ, 2021. – 140 с. : ил.
Антонова И. Диалоги об искусстве. Пятое измерение. – Москва : АСТ, 2022. – 330 с. : ил.
Волкова П. Мост через бездну. Вся история искусства в одной книге. – Москва : АСТ, 2018. – 1310 с. : ил.
Матвеева А. Картинные девушки: музы и художники : от Рафаэля до Пикассо. – Москва : АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2020. – 508 с. : цв. ил. – (Проза Анны Матвеевой).
д’Орацио К. История искусств в шести эмоциях / пер. с итал. – Москва : Бомбора, 2020. – 360 с. : ил.
Постригай А. Влюбиться в искусство: от Рембрандта до Энди Уорхола. – Москва: АСТ, 2019. – 190 с.: ил.
Санти М. Просто об искусстве. О чем молчат в музеях. – Москва : Бомбора, 2019. – 290 с. : ил.