623701 г. Березовский, ул. Гагарина, д. 7
Версия для незрячих

Творение души и рук

2022 год в России объявлен Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов Российской Федерации. И об этом стоит поговорить подробнее.
К народному искусству, несомненно, относятся народные промыслы – особый вид творчества. Они сочетают производство повседневных предметов быта с высокохудожественными способами их изготовления и украшения. В русских промыслах отображается все многообразие исторических, духовных и культурных традиций нашего народа, некоторые из которых зародились столетия назад.
Наши далекие предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься, и делал он это при помощи своего искусства. Так и появилось то явление, которое мы сегодня называем народными промыслами.
Урал с его многообразными ресурсами богат и творчеством. О некоторых наших уникальных промыслах мы и хотим сегодня рассказать. Конечно, с помощью книг.
Очень много о творческих людях Урала в своих сказах рассказал Павел Петрович Бажов. В «Каменном цветке», «Хозяйке Медной горы», «Хрупкой веточке» (12+) и многих других о камнерезчиках и ювелирах, в «Хрустальном лаке» (12+) – о тагильских подносах, в «Чугунной бабушке» (12+) – о каслинских мастерах чугунного литья, в «Иванке Крылатке» (12+) – о златоустовской гравюре. С его сказов можно и начать изучение нашего народного искусства.

Одним из самых древних искусств является роспись. По дереву, бересте, металлу. Уральцы украшали росписью свои дома, создавали гармоничные и поразительные по своей цельности бытовые вещи – расписную берестяную посуду, «крашеную со цвяточком» деревянную утварь, металлические «с живописью» изделия. Декоративная роспись Урала, одно из самобытных явлений русского народного искусства, живет и поныне. Пик миграции русского населения на Урал пришелся на 18-19 столетие. Люди, осваивавшие новые места, были деятельными, активными, ведь только от них зависело, какой будет жизнь в открываемых регионах. Невзирая на многие препятствия (тяжкий труд, проблемы с обустройством), историки считают, что жили здесь люди лучше, чем во многих центральных губерниях. Из поселенцев особо выделялись маляры и красильщики, которые как профессионалы всегда ценились и были востребованы. Считается, что красильный промысел развивался и благодаря грамотности населения. А священнослужители, также переселенцы, открывали храмы в регионе, и школы при них. Так создавался благоприятная почва для явления под названием урало-сибирская роспись по дереву.
Уральский расписной дом – это чудо, к счастью, сохранившееся и до наших дней. Расписывали дома и снаружи, и внутри. Только около 100 лет назад от росписи внутри дома крестьяне стали отказываться. Этот промысел отличает удивительная гармоничность и цельность. Самая популярная композиция – букет. Интересно, что в каждом селе была своя специализация – в одном мастера расписывали коромысла, в другом – деревянные чаши, в третьем – прялки. Особенно востребованной стала роспись берестяных бураков. Тагильские бураки стали вершиной этого направления. Разметка композиции производилась пальцами без предварительного рисунка, отпечатывая пятнами основных цветов местоположение будущих бутонов и листьев. Затем плоской кистью брали на один ёё край белую краску, а на второй цветную. Далее, приложив к поверхности, вращали кисть вокруг её оси, тем самым за одно движение изображая ягодку или бутон цветка. Так и появилась знаменитая «уральская роза» – двухцветная.
Об уральской росписи подробнее вы сможете узнать из книг искусствоведа Василия Алексеевича Барадулина много лет изучавшим это явление «Уральский букет: народная роспись горнозаводского Урала», «Народные росписи Урала и Приуралья : крестьянский расписной дом», «Уральская народная живопись по дереву, бересте и металлу».

В этих же книгах вы узнаете и другом уникальном промысле – нижнетагильской росписи по металлу. Расписывали в основном подносы, но были и расписные столики и сундуки. Считается, что Тагильская роспись – это предшественник Жостовской росписи. Промысел тагильского подноса является одним из брендов русской культуры, известный далеко за пределами России.
Тагильский подносный промысел возник более 250 лет назад в среде старообрядцев. 1746 год – считается датой основания промысла. Поскольку ещё не было листопрокатного производства, металл обрабатывался методом ковки – одним из самых сложных и трудоёмких способов металлообработки. Минимальная толщина, удивительно ровная поверхность, возможность декоративной обработки бортов подносов – всё это требовало высокого качества металла и виртуозного мастерства металлургов, кузнецов и лакировщиков. И такие искусные изделия, конечно, привлекали внимание на ярмарках, а впоследствии и на промышленных выставках и купцов, и простой люд. XVIII век стал «золотым» веком для тагильских художников-лакировщиков, среди которых ярко выделяется династия художников Худояровых – Вавилы и Фёдора. Именно эта семья владела секретом «хрустального лака», придававшего подносам глубину и блеск. Секрет лака был утерян, и до сих пор его не удалось восстановить.
Формы подносов использовались разные, в том числе шести/восьмигранники. Живописный декор дополнялся тонким ажуром просечных бортов изделия. Большие возможности тагильского листового железа позволяли мастерам методом выколотки (второй способ изготовления формы подноса в Нижнем Тагиле) придать подносу самые сложные и причудливые формы.
Как развивалось подносное дело с древних времен и до наших дней рассказано в книге Александра Дмитриева и Александра Максяшина «Тагильская роза: история «лакирного дела» на Урале».

Наши края с богатством самоцветных и поделочных камней, лежавших когда-то просто под ногами, не могли не стать родиной камнерезного и ювелирного искусства. На весь мир знаменит Урал своими самоцветами: изумрудами, александритами, аметистами, малахитом, родонитом, гранатами, яшмами. На Урале художественная резьба по камню зародилась в XVIII веке как сопутствующее металлообработке ремесло, а уже к концу века по всему Уралу работало множество частных мастерских. Сырьём для камнерезов были местные камни, которые находили жители во время разведки новых месторождений руды. Многим «припало желание так сделать, чтобы полную силу камня самому поглядеть и людям показать» (П. Бажов. Каменный цветок).
В 1765 году в Екатеринбурге на базе местных мастерских создана «Екатеринбургская гранильная фабрика» (ЕГФ) с филиалом в посёлке Чёрный Щит (был закрыт в 1868 году). Фабрика одновременно являлась центром камнерезного дела, промышленным комплексом по добыче и обработке цветного камня и профессиональным училищем для многих поколений мастеров. В XVIII – первой половине XIX вв. на фабрике были освоены практически все способы обработки камня. Здесь делали художественные надгробья, интерьерные вазы, столешницы, камины, пирамиды и торшеры, геммы («аттики»), а также мелкую декоративную пластику и предметы быта: чарки, подносы, пуговицы, рукоятки кортиков, табакерки, флакончики, настольные печатки, чернильницы и прочее.
К XIX веку сложился определённый стиль уральской резьбы по камню, появляется постоянный канон по изготовлению элементов в композициях. Например, листья и корешки делались из змеевика, златоустовской яшмы, офиокальцита, реже — из малахита. Каждой ягоде соответствовал свой камень: чёрной смородине — тёмный агат, белой смородине — горный хрусталь, княженике — малиновый шерл (турмалин), малине — селенит и орлец (родонит), клубнике и землянике — сургучная яшма, крыжовнику — сердолик, морошке — янтарь или обожжённый красный коралл, винограду — аметист и иногда дымчатый кварц; малина, крыжовник и виноград делались из цельного камня, клубнику и землянику – тоже, но с тщательной разгранкой каждого зёрнышка; княженика — из мелких, соединенных мастикой шариков, белая смородина — из склеенных между собой двух полусфер с вырезанными внутри желобками.
Самые известные изделия из уральского камня – малахитовые шкатулки и вазы.
Малахитовую шкатулку, ларчик из красивейшего уральского камня, наполненный украшениями из других самоцветных камней, подарила на свадьбу рудобою Степану и его жене Насте Хозяйка Медной горы. Этот волшебный подарок имеет важный смысл для понимания не только одноимённого сказа, но и всей книги. Шкатулка из зелёного «весёлого» камня, которую берегут и передают из поколения в поколение, напоминает о тяжёлом труде и упорстве добытчиков уральских подземных богатств, о большом искусстве народных мастеров, гранильщиков и камнерезов.
Урал славится тем, что здесь открыли и первое золото России, и первые алмазы России, и первые изумруды России, и даже александрит, редкий драгоценный камень, был открыт на Урале! Для уральских ювелиров характерны использование местного сырья и независимость от мировых трендов — Урал одинаково далеко и от Европы, и от Азии.
О традициях уральского ювелирного и камнерезного искусства можно прочитать здесь: «Каменная живопись Урала: авторские работы», Светлана Лаврова «Урал. Кладовая земли», Вера Копылова «Ювелирное искусство Урала : свердловские ювелиры».

Если открыть сегодня любую энциклопедию, альбом или справочник по культуре Урала, то в разделе, посвященном ювелирному искусству, вы непременно найдете имя замечательного уральского художника-ювелира Леонида Федоровича Устьянцева, имя, известное ныне не только в России, но и далеко за ее пределами. Его работы можно посмотреть в альбоме «Леонид Устьянцев: художник-ювелир».

Первобытный человек жил в полном единении с природой. Вся его жизнь зависела от нее: природа давала пищу, строительные материалы и орудия труда. С деревом, которое его укрывало, обогревало, охраняло и кормило, у человека были особенные отношения. Среди прочих деревьев особенное значение для русского человека имела береза. Недаром один из любимых праздников на Руси – Троицу – иначе называют «Зеленые святки» или «Праздник русской березки». Это и неудивительно: береза является настоящим символом Руси-России, привлекая внимание своей ослепительно белой корой – берестой и зеленью. Лекарственные свойства березового сока, листвы, бересты тоже известны человеку с древности. Ну а практическое применение березы настолько широко, что стоит остановиться только на бересте, которую относят к области древнейшего способа первобытного использования дерева для домашних надобностей. За многочисленные полезные свойства бересту на Руси всегда называли «белым золотом». Береста – уникальный природный материал с богатейшим набором необыкновенных свойств. Она легка и пластична, обладает достаточной прочностью, практична и долговечна. Берестяное дело – одно из древнейших занятий человека. Самый известный метод изготовления берестяных изделий — плетение. Изделия изготавливались в технике прямого и косого плетения. Кузова, пестери имели прямоугольную форму, лапти и ступни делались по форме ноги, а солонки выполняются в виде уточек, бутылочек и так далее.
Плетеные из бересты изделия обычно не украшали дополнительно. Красива сама по себе форма изделия, мягкая, бархатная фактура бересты, разнообразие и сочетание ее цветов. Так, весенняя береста имеет холодновато-желтый цвет, а осенняя — теплая, темно-коричневая. Берестяное плетение дошло до нас практически без изменений из глубины веков. Без бересты невозможно представить себе крестьянский быт. Ее использовали везде: начиная с изготовления игрушек и заканчивая строительством дома.
У каждого младенца были берестяные погремушки-шаркунки. Они служили шумящим оберегом и развивали мышление. В дальнейшем его окружали плетеные из бересты игрушки в виде животных, людей, предметов быта. Простейшие игрушки: мячики, лодочки и другие – ребенок мог сделать сам. Бересту использовали для изготовления музыкальных инструментов: пастушьих рожков и жалеек. В строительстве бересту использовали в качестве изоляторов от сырости. Благодаря водонепроницаемости и антисептическим свойствам, береста охраняла от гниения. Нижние венцы деревянного сруба, подоконники, перекрытия дольше служили, если между деталями конструкции прокладывали бересту. Ярким примером этого может послужить береста, которая проложена между венцами срубов крестьянских усадеб Нижнесиянячихинского музея-заповедника. В некоторых деревнях и сейчас покрывают баньки и подсобные строения берестой. Крыша, крытая берестой, служит не меньше 40 лет. В крестьянском доме можно было увидеть много берестяной утвари, необходимой в хозяйстве: с корзинами и пестерями ходили в лес по грибы и ягоды, короба служили для хранения овощей, муки и круп. Туеса были незаменимыми для хранения молочных продуктов, меда, рыбы и солений. Солонки были разных размеров и видов. Во дворе можно было встретить простую конскую упряжь из бересты, веревки, на рыбацких сетях – поплавки. У нас в Березовском тоже жил берестяных дел мастер – Владимир Федорович Поспелов. Его работы выполнены в сложнейшей технике – прорезной. О его жизни и творчестве можно узнать из библиографического дайджеста, подготовленного Центральной городской библиотекой «"В сердцах людей оставив добрый след…". Владимир Поспелов. Прорезная береста» (12+). Дайджест доступен на сайте библиотеки https://berezlib.ru/ru/e-book-library/.

Художественное литье из чугуна не изобретение каслинцев. Задолго до них такие работы делались в Европе, и долгое время служили образцом для российских художников. Да и на Урале лили чугун в замысловатые формы и в Кусе, и в Каменске-Уральском. Но знаменитым стало именно каслинское.
История каслинского литья началась в 1747 году, когда тульский купец Яков Коробков за 500 рублей приобрёл 250 тысяч десятин земли и основал на Южном Урале Каслинский железоделательный и чугуноплавильный завод Долгое время эталоном каслинского литья были скульптуры Клодта, предоставленные страстным коллекционером В. Дружининым, купившим права на тиражирование моделей.
С появлением утвари умельцы быстро освоили новые способы литья и стали выпускать самые разные предметы домашнего обихода: чугунные козырьки крылец и калиток, въездных дорог и террас, литые из чугуна кронштейны и решетки лоджий и балконов, лестницы и перила к ним, торшеры фонарей, парковые и дворцовые ограды придают неповторимый художественный образ площади, улице, зданию, а памятники, бюсты, барельефы, мемориальные доски и прочее добавляют «изюминку», завершающую этот образ. В церковных зданиях из чугуна начали изготавливать полы (такой пол сегодня можно увидеть в храме в селе Быньги), лестницы, купели, кресты и колокола басового ряда, подсвечники и многое другое. Особое значение чугун имеет в кладбищенском литье, подчеркивая вечность, нетленность памяти и истины, бытия и смерти. Сегодня на каслинском кладбище можно увидеть чугунные венки «Последний подарок».
Использование чугуна для изготовления домашней утвари стало традиционным делом. Не только сковородки, котлы, чугунки, кувшины, умывальники, а и пепельницы, рамки, камины, статуэтки, полочки, подсвечники вносили и вносят в домашний быт определенный уют и красоту.
«…Наше литье, поди-ко, по всему свету на отличку идет. Однем словом, каслинское. В чем тут главная точка была, сказать не умею. Кто говорил — чугун здешний особенный, только, на мой глаз, чугун — чугуном, а руки — руками. Про это ни в каком деле забывать не след. В Каслях, видишь, это фигурное литье с давних годов укоренилось. Еще при бытности Зотовых, когда они тут над народом изгальничали, художники в Каслях живали. Народ, значит, и приобык» (П. Бажов «Чугунная бабушка»)
1860-1890 гг. – время расцвета каслинского чугунного художественного литья. В этот период Каслинский литейный завод получил Малую золотую медаль Вольно-экономического общества в 1860 году; завод участвовал в выставках в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Париже, Лондоне и других городах мира. Примечательна Всероссийская выставка в Нижнем Новгороде (1896), на которой каслинские мастера впервые представили свой товар в ажурном чугунном павильоне. Особым историческим событием для Каслинского завода стала Парижская всемирная выставка прикладного искусства 1900 года, для которой мастера завода отлили огромный чугунный павильон-дворец в византийском стиле по проекту Е. Е. Баумгартена. Центральным элементом павильона являлась скульптура Н. А. Лаверецкого «Россия», расположенная при входе и изображающая женщину-воина, оберегающую мир и готовую к новым победам. Павильон был признан шедевром литейного искусства и получил высшую награду – «Гран-При». Этот павильон сегодня можно посмотреть в Екатеринбургском музее изобразительных искусств, что на Плотинке. Единственный в России специализированный музей – Каслинский музей художественного литья в городе Касли от нас совсем недалеко, всего 120 километров. Промысел переживал разные времена, но и по сей день в Каслях производят множество чугунных изделий.

Об истории, особенностях и достижениях каслинцев можно прочитать в этих книгах.
Борис Павловский «Каслинский чугунный павильон» (12+)

Инна Пешкова «Искусство каслинских мастеров» (12+)

Инна Пешкова «Еще раз об искусстве каслинских мастеров» (12+)

Художественное литье XIX—XX веков в собрании Екатеринбургского музея изобразительных искусств: Каталог» (12+).


И еще несколько книг, рассказывающих о народных промыслах Урала
«Уральский сувенир: 52 лучших подарка с Урала» (12+)

Елена Ленковская «Сокровища Рифейских гор : о традиционных уральских художествах - детям и взрослым» (6+)

Лилия Янчурина, Павел Герасимов «Калейдоскоп ремесел» (6+).

И это только малая часть, что мы могли бы рассказать об уральских мастерах.

В публикации использованы материалы сайтов
https://russianarts.online/141806-uralskaya-rezba-po-kamnyu/
https://russianarts.online/141238-kaslinskoe-lityo/
https://masteridelo.ru/remeslo/rukodelie-i-tvorchestvo/rospis/istoriya-i-osnovy-uralo-sibirskoj-rospisi.html

Список литературы:
Бажов П. Сказы. – Москва : Эксмо, 2009. –380 с.
Барадулин В. Народные росписи Урала и Приуралья : крестьянский расписной дом. – Ленинград : Художник РСФСР, 1988. – 198 с. : ил
Барадулин В. Уральская народная живопись по дереву, бересте и металлу. – Свердловск : Средне-Уральское книжное издательство, 1982.
Барадулин В. Уральский букет : народная роспись горнозаводского Урала. — Свердловск : Средне-Уральское книжное издательство, 1987.
«В сердцах людей оставив добрый след…». Владимир Поспелов. Прорезная береста : библиографический дайджест. – Березовский, 2019. – 32 с.
Дмитриев А. Тагильская роза : история "лакирного дела" на Урале / А. В. Дмитриев, А. С. Максяшин. – Екатеринбург : Старт, 2000. – 240 с.
Каменная живопись Урала: авторские работы. – Екатеринбург : Сократ, 2011. – 115 с. : ил., фот.цв.
Копылова В. Ювелирное искусство Урала : свердловские ювелиры. – Свердловск : Средне-Уральское книжное издательство, 1981. – 224 с. : ил., цв. ил
Лаврова С. Урал. Кладовая земли. – Москва : Белый город, 2007. – 47 с. : ил. – (История России).
Ленковская Е. Сокровища Рифейских гор : о традиционных уральских художествах – детям и взрослым. – Екатеринбург : Генри Пушель, 2014. – 249 с
Леонид Устьянцев = Leonid Ustyantsev. Jeweller artist : художник-ювелир : – Екатеринбург : Автограф, 2020. – 212, [2] с.
Павловский Б. Каслинский чугунный павильон. — Свердловск : Средне-Уральское книжное издательство, 1979. — 26 с., ил.
Пешкова И. Еще раз об искусстве каслинских мастеров. – Москва : Антеверта, 2011. – 192 с. : ил., фото.
Пешкова И. Искусство каслинских мастеров : [в 2 кн.]. — Челябинск : Южно-Уральское книжное издательство, 1983. – 212 с.
Уральский сувенир : 52 лучших подарка с Урала. — Екатеринбург : Уральский рабочий, 2016. — 116 с.
Художественное литье XIX—XX веков в собрании Екатеринбургского музея изобразительных искусств : Каталог. — Екатеринбург : Издательский дом «Автограф», 2005. — 320 с., ил.
Янчурина Л. Калейдоскоп ремесел / Лилия Янчурина, Павел Герасимов. – Березовский : Редакция газеты "Березовский рабочий", 2021. – 61 с. : цв. ил., фот. цв.