623701 г. Березовский, ул. Гагарина, д. 7
Версия для незрячих

Таинственный мир ароматов

Помните у Блока?

Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.

Духи или, как сейчас принято говорить, парфюм – что это? Тайное оружие? Помощник в поднятии настроения? Сегодня в нашем материальном мире обоняние постепенно отошло на второй план, уступив в мире чувств место зрению и слуху. Но между тем мир ароматов никогда не терял своей актуальности. Искусство создавать ароматические композиции уходит своими корнями ещё в те далёкие времена, когда древние египтяне использовали в своих магических ритуалах благовония. Они свято верили, что боги станут к ним благосклонны, если они будут хорошо пахнуть и окружать себя приятными ароматами. Египтяне «ароматизировали» и своих мертвецов, заполняя предварительно очищенные полости их тела измельченной миррой и кассией. А древнерусские красавицы носили специальные мельхиоровые подвески, которые непринужденно раскачивались при ходьбе, щедро распространяя вокруг себя волшебный душистый аромат. Огромный вклад в развитие парфюмерного дела внесли персы и арабы, у которых ароматические вещества ценились столь же высоко, сколько драгоценные камни! Но изначальное назначение духов, туалетной воды и колонов отнюдь не заключалось в том, чтобы привлекать других людей. Во всяком случае, не в средневековой Европе. Городская знать душилась всевозможными запахами, чтобы не ощущать вонь, исходящую от них самих. Ведь частое мытье в Западной Европе в те времена было не в чести. Однако, с течением времени, все изменилось и женщины стали использовать духи для особых случаев.

Первый парфюм, в котором использовались рукотворные запахи, был создан Полем Парке в 1881 году для компании Houbigant, и назывался он Fougère Royale. Сейчас этот одеколон является законодателем в мировой парфюмерии фужерных ароматов, и найти его можно только в Версальской осмотеке — музее парфюмерии.
Первый и величайший успех в истории синтетических ароматизаторов — запах ванили. Без него не существовало бы ароматов Guerlain, шоколад был бы терпким, а мороженое навсегда бы осталось в разряде щербетов. Экстракт натуральной ванили содержит много фенольных нот и напоминает дымные, мокрые чайные листья. Жак Герлен, используя ванилин в своих ароматах, выбирал не самый чистый сорт, затем смешивал десять частей этого вещества с одной частью дорогого абсолюта ванили, чтобы сделать его одновременно и дешевле, и богаче.

Духи внесли и свой вклад в развитие феминизма. Например, духи Ги Лароша «J'ai Osé» был мечтой многих дам, которые хотели носить на себе этот аромат французской женщины с сильным и независимым характером. Об этом характере заявляло и название, и реклама. J'ai Osé переводится как «Я осмелилась», а девиз кампании был «Нежная и дикая – как её духи».
Старшее поколение наверняка помнят о том своем желании заполучить заветный флакончик французских «Клима» или «Магии ночи», на худой конец польских «Пани Валевски» или «Быть может», или болгарский «Сигнатюр». Впрочем, и советские духи московских фабрик «Новая Заря» и «Свобода», ленинградской «Северное сияние» и рижской «Дзинтарс» были вполне неплохи.

Сегодня мы расскажем вам о книгах, которые проведут вас в мир ароматов, мир духов.
Начнем с книги нашего соотечественника Константина Веригина «Благоуханность. Воспоминания парфюмера» (16+). Воспоминаниям ароматов детства и юности автора, проходивших в северных губерниях в России и в Крыму, посвящена первая часть книги К. М. Веригина (1898-1982) – представителя древнего русского дворянского рода. Оказавшись после разрушительных событий Октября во Франции, он осуществил мечту своего детства – стал парфюмером. Без рекомендаций молодому человеку было очень трудно получить место в этой области, все опасались кражи формул (особенно краж, совершенных химиками). Константину Михайловичу помогли Нарышкины и Кутузовы, и вскоре он уже работал под началом Эрнста Бо. Бо, сам эмигрант, потерявший после революции московскую фабрику Ралле (нынешняя «Свобода»), очень внимательно относился к России и русским. И «озерная свежесть» духов «Chanel № 5» была навеяна Эрнсту Бо русским севером, и духи «Bois des Iles» – оперой Чайковского «Пиковая дама». И его значительная коллекция предметов искусства большей частью была родом из России. Свои мемуары Веригин выпустил после смерти Бо – сначала, в 1966 году, на французском, затем перевел их на русский. Книга с чудесными поэтическими страницами, посвященными детству, проведенному в Петербурге, Крыму, Средней полосе, буквально благоухает. Она обо всем – о рождественских елках, о первых балах, пахнущих «Шипром» и «Лориганом», о духах отца и матери, о запахах лета и зимы в России, о небе и ароматах Грасса, об искусстве парфюмерии.

«Ароматы и запахи в культуре» (составитель Ольга Вайнштейн) (16+). Самое интеллектуальное, самое интересное, самое увлекательное в сегодняшней подборке – это двухтомник редкого на сегодня издания. Эта книга – первое в России исследование запахов как аспекта нашей повседневной жизни. Авторы статей – отечественные и западные парфюмеры, биологи, лингвисты, психологи, антропологи – стараются расшифровать символические смыслы ароматов, понять, почему запахи неразрывно связаны с человеческим телом, с работой интуиции, памяти и воображения.
Во второй книге «Ароматов и запахов в культуре» исследователи размышляют о роли запахов в современном обществе, сравнивают отечественную традицию с европейской.

Читатель узнает, кто придумал «Шанель № 5», насколько научна ароматерапия, чем пахнет русская литература, и возможно ли определить аромат родного дома. Отдельный блок статей посвящен современной парфюмерии, духам и рекламе, известным маркам. Подробно рассказывается об истории дома Guerlain, о классификации духов и новейших тенденциях в мире ароматов. Раздел «Парфюмерия как профессия» содержит интервью с прославленными парфюмерами и коллекционерами флаконов.

Лука Турин «Секрет аромата. От молекулы до духов. Как запах становится произведением искусства» (16+). Какой путь совершает молекула, чтобы превратиться в прекрасный аромат и оказаться на полке парфюмерного магазина? Разобраться в науке изготовления духов, парадоксах запахов и механизмах производства поможет Лука Турин – всемирно известный парфюмерный критик и автор нескольких бестселлеров.

Мало кто знает, что в мире существует всего шесть крупных фирм, которые имеют привилегию создавать новые парфюмерные молекулы. Это «большая шестёрка» – Firmenich, Givaudan, IFF, Quest, Symrise, Takasago. Остальные мелкие компании – известные и не очень – просто смешивают то, что было выставлено на продажу родительскими предприятиями. Когда парфюмер работает над ароматом, он использует уже созданные вещества, а также натуральное сырье – ингредиенты, которые потенциально могут войти в состав парфюма.

Лука Турин, Таня Санчес «100 Лучших ароматов. Как выбирать и носить духи» (16+) «Духи – это послание во флаконе» – говорит автор книги Лука Турин. Книга представляет собой перевод этих посланий. Она содержит описание сотни классических шедевров парфюмерного искусства. Написанная в доступной манере ярким образным языком и пронизанная чувством юмора, она расскажет вам о мире ароматов, раскрывая профессиональные тонкости парфюмерного искусства и истории ароматов. Цель авторов – научить отличать шедевры парфюмерного искусства от посредственностей. В книге представлены 100 лучших по мнению авторов духов от более чем 50 брендов в следующих категориях: • Лучшие женские • Лучшие мужские • Лучшие женские для мужчин • Лучшие мужские для женщин • Лучшие цветочные • Лучшие в своей ценовой категории • Лучшие и очень дорогие • Лучшие малоизвестные ароматы от Луки Турина • Лучшие малоизвестные ароматы от Тани Санчес.

Лука Турин, Таня Санчес «Парфюмерный гид 2018» (16+). В своей книге Лука Турин и Таня Санчес обозревают более 1200 ароматов, массовых и нишевых, вышедших за последние десять лет, и дают беспристрастную оценку современной индустрии духов – без купюр, но с юмором и знанием дела. Что такое линейные композиции, чем нишевая парфюмерия отличается от артизанальной и почему духи сегодня стоят так дорого – все эти ответы вы найдете в «Парфюмерном гиде 2018». Честные и живые мнения Луки Турина и Тани Санчес о недавних парфюмах, щедро приправленные иронией, читаются легко и непринужденно. Перевод заслуживает отдельного спасибо – им занималась Ксения Голованова, первый и, пожалуй, единственный парфюмерный журналист России.

Лиззи Остром «Парфюм. История ароматов XX века» (16+). У каждой эпохи – свой аромат. Так считает автор этой книги, знаменитый парфюмерный эксперт Лиззи Остром, и рассказывает историю XX века через историю парфюма. Перед вами промелькнут «прекрасная эпоха» начала века, ревущие двадцатые, грозные тридцатые, непокорные сороковые, элегантные пятидесятые, свингующие шестидесятые, сверкающие семидесятые, эгоистичные восьмидесятые, капризные девяностые. Книга хорошо структурирована: каждое десятилетие прошлого века отмечено десятью ароматами. И декады, и духи имеют краткую характеристику: «щедрое начало века», «эгоистичные восьмидесятые», «Pompeia: колдовской парфюм», «English Lavender: патриотический парфюм», «Mitsouko: парфюм для тех, кто грустит», «Le Bouquet Prefere de l’Imperatrice: парфюм-революция». Ну и заодно ругает – с чужих слов – советские духи. Подборка ароматов для нас порой неожиданна: явно прослеживается англо-саксонская оптика наблюдателя. В ней упоминается изрядное количество популярного масс-маркета, характерного для британо-американского рынка, тогда как наш взгляд на историю сформирован скорее французским.

«Ароматы мира» (12+). Во-первых, это просто потрясающая книга! Яркая, красивая и очень информативная. Во-вторых, она содержит интересную и довольно подробную историю ароматов с самой древности и историю некоторых известный парфюмерных домов. Хотите узнать о том, как делались ароматы и духи с самой древности, с чего начинали самые известные парфюмерные дома и дома моды, как появился самый первый флакон, что такое афродизиаки, как классифицируются ароматы и что такое ароматерапия – все это вы найдете здесь «в одном флаконе»... Читать такие вещи просто одно удовольствие.

Анна Зворыкина «От гвоздики до сандала. Ольфакторная азбука и путеводитель по миру натуральных ароматов» (16+). Анна Зворыкина изучает натуральную парфюмерию более 15 лет. Созданные Анной духи получили высокую оценку любителей парфюмерии и парфюмерных критиков в России и за рубежом. Сайт Анны, посвященный натуральным ароматам и ольфакторным радостям жизни, один из самых популярных и компетентных русскоязычных сайтов о натуральной парфюмерии. В своей первой книге Анна открывает читателям целую ольфакторную вселенную. Эта книга - действительно путеводитель, дающий читателю ориентиры для увлекательного путешествия по миру натуральных ароматических веществ. Книга поможет читателям упорядочить свое ольфакторное восприятие, получить теоретические знания, необходимые для начала работы с натуральными ароматическими материалами, и их на практике, начав создавать собственные ароматические зарисовки. Легкий стиль повествования, удобная структура и наглядные иллюстрации делают книгу понятной и увлекательной.

Елена Селестин «Тот самый парфюм. Завораживающие истории культовых ароматов XX века». В книге рассказывается о жизни людей, создавших известные духи: «Диор», «Шанель», «Герлен», «Ив Сен-Лоран», «Ланвин» и другие. Удивила история семьи Нины Риччи. Все, наверное, знают о том, что Нина Риччи была портнихой, создавала воздушные свадебные платья, которые пользовались большим спросом у итальянок. Оказывается Роберт Риччи, ее сын, выпустил духи. Аромат был цветочный, а флакон для духов был сделан в форме сердца. Парфюмерную историю семьи Риччи продолжил внук Роберта – Романо, с 10 лет он много времени проводил с отцом и дедом на парфюмерной фабрике. В 2006 году Романо открыл свой бренд «Juliette Has A Gun». Книга прекрасно издана, плотная белая бумага с красивыми иллюстрациями под «акварель». Но хотелось бы, чтобы на этих иллюстрациях были флаконы духов, о которых рассказывается. Старшее поколение порадует глава о французских духах в СССР.

Елена Селестин «Композиторы ароматов. Легендарные парфюмеры ХХ и XXI веков и их лучшие произведения» (16+). Мы говорим: «духи от Нины Риччи» или «Герлена». Но владельцы модных домов редко сами составляют ароматы. Для этого есть специальные люди. Парфюмеры часто сравнивают свою работу с написанием музыки: мелодии ароматов, как и музыка, отражают время и украшают повседневность. Эта книга рассказывает о знаменитых «композиторах ароматов» прошлого и настоящего, создавших неповторимые парфюмерные симфонии, которые «звучат» и по сей день. Но имена их часто остаются неизвестными широкой публике.

Фабьен Павья «Чарующий мир духов» (16+). Шикарно иллюстрированная работа Фабьена Павья «Чарующий мир духов» повествует о захватывающей истории парфюмерного искусства от античности и средних веков до сегодняшнего дня. Фабьен сумел очень ярко и полно рассказать о рецептуре духов, о подборе и о самом сырье для их создания, о самом процессе творения парфюмерных шедевров. Особое внимание автор уделяет самой профессии парфюмера и ее мэтрам. В книге рассмотрены создатели известных ароматов, описаны великие имена в парфюмерном искусстве. Также в книге приведена необычайно интересная и исчерпывающая классификация духов. В заключение Фабьен рассказывает о знаменитых, великих именах в парфюмерии (Роша, Риччи, Пату, Ланвен, Герлен, Диор, Шанель и др.). А также он рассказывает о тех, без кого сложно представить себе духи – без создателей флаконов. На мелованной бумаге представлены очень яркие и красочные фотографии флаконов духов.

Элизабет де Фейдо «Герлен» (16+). История парфюмерного Дома Guerlain – симбиоз искусства, ароматов и семейных традиций. Она началась в конце XVIII века и продолжается до сих пор, а бренд все так же радует нас неповторимыми шедеврами. Семье Герлен пришлось пройти через многое, и сегодня их имя известно во всем мире, а знаменитые Jicky и Shalimar – мечта каждого ценителя. Эта книга – уникальный шанс узнать о неизвестных страницах в истории парфюмерного бренда и секретах успеха легендарной династии.

Вениамин Кожаринов «Русская парфюмерия XIX – XX века» (16+). «Нынешнему поколению россиян трудно представить, – пишет автор, известный коллекционер русских антикварных флаконов, – что сто лет назад не одна или две, а целая дюжина парфюмерных компаний на равных конкурировали с производителями французской парфюмерии, что изделия наших парфюмеров получали высшие награды едва ли не на всех торгово-промышленных выставках того времени». И в своей книге убедительно доказывает это. Флаконы-ароматники, хрустальные флаконы эпохи русского модерна были великолепны, упаковка и реклама – прелестны. Рекламу духов размещали на тарелках, пепельницах, географических картах, концертных афишах, бланках телеграмм, в сборниках нот. Производители отличались изобретательностью. Гремела слава Ралле, Брокара, Бодло, Сиу и Ко, Остроумова, Феррейна, Чепелевецкого.

А еще у Вениамина Кожаринова есть потрясающе красивая книга «Русская парфюмерия. Иллюстрированная история» (16+). 540 иллюстраций книги – галерея прекрасных и изысканных работ русских мастеров парфюмерного дела.

Наталия Долгополова в книгах «Парфюмерия в СССР. Обзор и личные впечатления коллекционера» (16+) продолжает и дополняет предыдущую книгу. В двухтомнике – огромное количество сведений о становлении русской и советской парфюмерии, множество фотографий флаконов, репортажных снимков, старинных реклам, литературных цитат, выдержек из исторических, экономических и статистических трудов, прейскурантов, модных журналов, воспоминаний о жизни и быте современников.

Эта книга потрясает самим объемом проделанной работы. Автор, советский специалист по международным отношениям, увлеклась коллекционированием отечественной парфюмерии, по академической привычке перерыла тонну материала, изучила вдоль и поперек все парфюмерную тему в РГБ, множество блогов и форумов – и выпустила огромный, щедро иллюстрированный двухтомный труд. А сколько в книге интересных сюжетов, так или иначе связанных с духами! Вот автор пишет о знаменитом аромате «Красный мак», созданном к десятилетней годовщине революции и посвященном популярному одноименному балету Глиэра.

Рауфа Кариева «Фумония. Рассказы о знакомстве с парфюмерией» (16+). Автор этой книги пишет: «Я не парфюмер. И не изучаю парфюмерию как профессионал. Я – любитель парфюмерии. Знакомлюсь с ней как с людьми, на эмоциях. С кем-то могу подружиться, а с кем-то не нахожу общего языка. И веду записи об этом. Серия моих записных книжек превратилась в несколько книг под общим названием «Фумония»». Простые истории из жизни связанные с духами завораживают, возвращают в прошлое.

Рита Волкова. «Сны моего носа» (12+). Это волшебная дверка, приоткрывающая нам путь в мир ароматов любому, даже далёкому от этой темы, читателю. В XXI веке человеку уже вроде и необязательно иметь хорошее обоняние: свежесть продуктов гарантирована производителем или супермаркетом, а современные цветы из салонов и вовсе утеряли всякий аромат. Человеку города достаётся лишь запах выхлопных газов и прочий смрад различных современных индустрий. Но каждый из нас в глубине своей памяти нежно хранит любимые запахи: цветущей майской сирени, летнего луга или осенних яблок.

Ну и в конце немного беллетристики о запахах.
Валентин Пикуль «Душистая симфония жизни» (12+). Миниатюра о судьбе известного парфюмера француза по происхождению и русского в душе Генриха Брокара. 

И конечно, ужасный «Парфюмер» Патрика Зюскинда (18+).

В этом чудесном мире парфюма каждый найдёт что-то своё, ведь духи это не только модный аксессуар, а маленькое чудо, которое создал парфюмерный мастер, делающее дам женственнее, а мужчин изысканнее.

В публикации использованы материалы сайтов:
https://www.livelib.ru/
https://www.litres.ru/

Список литературы
Ароматы и запахи в культуре : В 2- кн. / составитель Ольга Вайнштейн. _ Москва : Новое литературное обозрение, 2014. – (Культура повседневности).
Ароматы мира – Москва : Издательство: Аванта+, 2005. – 184 с. 6ил. – (Мир энциклопедий)
Веригин К. Благоуханность : Воспоминания парфюмера. – Москва : КЛЕОграф, 1996. – 223 с.
Волкова Р. Сны моего носа. – Санкт-Петербург : Геликон Плюс, 2015. – 60 с.
Долгополова Н. Парфюмерия в СССР. Обзор и личные впечатления коллекционера. В 2-х кн. – Москва : Галарт, 2016. – 600 с.
Зворыкина А. От гвоздики до сандала. Ольфакторная азбука и путеводитель по миру натуральных ароматов. – Москва : Перо, 2015
Зюскинд П. Парфюмер. История одного убийцы / пер. с нем. – Москва : Азбука-Аттикус, 2021. – 280 с.
Кариева Р. Фумония. Рассказы о знакомстве с парфюмерией. – Москва, 2016. – 360 с.
Кожаринов В. Русская парфюмерия. XIX – начало XX века : Альбом. – Москва : Советский спорт, 1998. – 157 с. : ил
Кожаринов В. Русская парфюмерия. Иллюстрированная история. – Москва : ИД «Вся Россия», при участии ООО «Дом русской водки», 2005 – 180 с. : ил.
Остром Л. Парфюм. История ароматов XX века / пер. с англ. ­ Москва : ОДРИ, 2017. – 440 с. : ил.
Пикуль В. Душистая симфония жизни. – Москва : Прометей, 1989. ­ 160 с.
Селестин Е. Композиторы ароматов. Легендарные парфюмеры ХХ и XXI веков и их лучшие произведения. – Москва : ОДРИ, 2021. – 190 с. : ил. – (Тот самый парфюм. Книги для парфюмерных маньяков.)
Селестин Е. Тот самый парфюм: завораживающие истории культовых ароматов XX века. – Москва: Эксмо, 2021. – 192 с.: ил. – (История моды в деталях).
Турин Л. 100 Лучших Ароматов. Как выбирать и носить духи / Лука Турин, Таня Санчес; пер. с англ. – Москва : МИФ, 2014. – 193 с.
Турин Л. Парфюмерный гид 2018 / Лука Турин, Таня Санчес; пер. с англ. – Москва, 2020. – 450 с.
Турин Л. Секрет аромата. От молекулы до духов. Как запах становится произведением искусства / пер. с англ. – Москва : Эксмо, 2020. – 2-е издание, – 270 с. : ил.
Фабьен П. Чарующий мир духов / пер. с франц.. – Москва : Внешсигма, 1997. – 144 с. : ил.
Фейдо Э. Герлен: загадочная история легендарной семьи парфюмеров / Элизабет де Фейдо ; пер. с франц. А. Н. Гардт. – Москва : ОДРИ, 2021. – 250 с. – (История моды в деталях).