623701 г. Березовский, ул. Гагарина, д. 7
Версия для незрячих

Эндрю Бенедикт «Гроб с кондиционером» (16+)

  • Автор: Бенедикт Э.
  • Издательство: Вече
  • Страниц: 416

Роберт Артур, также известный под псевдонимами Эндрю Бенедикт и Полина Смит, родился 10 ноября в 1909-м году. Он окончил университет со степенью бакалавра, а также получил магистерскую степень по журналистике.

В 1930-х годах начинает писать рассказы для бульварных журналов, которые специфицировались на сенсационных и скандальных рассказах, где он и набил руку. Также Артур в это же время работал редактором различных изданий и успел выступить редактором ряда антологий, в том числе детских.

Рассказ ведётся от первого лица, место действия – бар, где проходил разговор о гуманности смертной казни. Незнакомец невысокого роста решил поведать историю, аргументируя ею свою позицию в данном вопросе. Рассказывал он о неком Мортоне, который был человеком крайне цивилизованным и справедливым. Он также любил свою дочь Люси, а потом в один прекрасный день она утопилась из-за неразделённой любви. Мортон узнал, что за самоубийство его дочери несет ответственность Дэвис – ее бывший парень. И тогда Мортон долго боролся со своими принципами, но горе его обернулось ненавистью, и он решил отомстить.

Мортон очень тщательно проработал свой план, вплоть до мелочей. Он отправил Дэвису бланк с предложением хорошей работы за высокую плату в несуществующей фирме. Также обязал его держать всё в тайне и привезти оригинал письма. Такую секретность он обосновывал с необходимостью определенной осторожности в большом бизнесе. Дэвиса это объяснение вполне устроило. И когда они встретились, Мортон опоил парня скотчем со снотворным.

Проснулся Дэвис в круглой комнате. В ней не было окон, только кондиционер, кушетка и работающий телевизор. Когда парень попытался встать, то понял, что на его ноге тесная металлическая манжета, что тонкой цепочкой соединяла её с кольцом, вделанным в стену у ножек кушетки. Дэвиса охватила паника, но комната была звуконепроницаемой, Мортон тщательно подготовился к своей мести.

Позже Дэвис находит записку с таким посланием: «Извините, старина, мне надо уехать. Пожалуйста, оставайтесь моим гостем, пока я не вернусь. Я предоставил Вам самую лучшую комнату и оставил еду с водой, которой должно хватить на некоторое время. Я могу отсутствовать несколько дней, может быть, даже больше. Устраивайтесь поудобнее, пока я не вернусь». До Дэвиса долго доходил смысл записки, он даже тешил себя надеждой на то, что это проверка, ведь бизнес чрезвычайно секретен, но реальность оказалась гораздо суровее. Тогда он начал изучать резервуар, в который капала вода по трубочке капельками. Воды примерно на 30 литров и 30 буханок хлеба. Этого хватит всего на тридцать дней. Осознав всю безысходность ситуации, Дэвис начал кричать, но никто не пришел. Никто не пришел и вечером. И на следующий день тоже.

И тут человек, что рассказывал эту историю, посмотрел на часы и стал спешить, ему нужно было на самолёт. Главный герой был перенасыщен интересом к этой истории, и спросил его, мол, что же будет дальше? Но тот лишь ответил: «Не могу сказать. Предполагаю, через тридцать дней закончится вода. И, конечно, может кончиться хлеб. Тогда…», а также добавил: «Никто не войдет в эту комнату в течение двух лет. Все счета аккуратно оплачиваются адвокатом, а суперинтендант с агентом арендной компании получают ежегодные поздравления к рождеству из того же источника. Они знают, что Мортон находится где-то в Европе и, возможно, останется там еще на несколько лет. Им все равно, пока вносится арендная плата. Конечно, когда-нибудь в квартиру войдут. Однако, могут пройти еще годы, пока Мортон решит перестать платить». После чего незнакомец улыбнулся и ушел в неизвестном направлении, главный герой так и не смог его догнать. На вопрос «кто это был?» в баре ответили, что этого человека никогда прежде не видели.

«Дайте любому достаточный стимул и в нём проявится варвар» – именно эта цитата передаёт суть данного рассказа. Эта история, в первую очередь, о порочности людей, о мести из любви, о том, что каждое действие имеет последствие. О совести и самосуде. Стоит также заметить, что автор этим рассказом задает читателю вопрос: «А что бы вы сделали, став свидетелем этой истории? Позвонили бы в полицию? Или пустили всё на самотёк, понимая, что это будет пустой тратой времени, а человек уже, возможно, мёртв?», на это автор предлагает читателю самостоятельно определиться со своим понятием правды, справедливости и ответить честно на данный вопрос, в первую очередь, самому себе.

В жанре указана научная фантастика, но я не увидел в данном рассказе никаких намеков на нее. Это скорее психологический триллер, так как он держит читателя в напряжении от начала до самого конца, задавая вопросы, но не отвечая на них.

Мне не очень нравится стиль автора, но, возможно, здесь «подножку» сыграл перевод. Также я встречал разные варианты названия рассказа: «Комната-могила» и «Прогулка от стены до стены, или прогулка к смерти», последний дословный перевод мне нравится больше, ведь он прекрасно передает именно эмоциональную тяжесть и течение мук одного из главных героев.

По итогу я могу сказать, что это довольно интересный представитель психологических триллеров, с которым можно ознакомиться, но перечитать, если и захочется, то только по прошествии лет, чтобы освежить какие-то конкретные моменты в памяти.

Бенедикт Э. Гроб с кондиционером // Умри последним : сборник / пер. с англ. Г. П. Доновский – Москва : Вече, 2001. – 416 с. – С. 156-160. – (Альфред Хичкок. Коллекция ужасов).