623701 г. Березовский, ул. Гагарина, д. 7
Версия для незрячих

Елена Габова «Чайка с застывшим взглядом» (12+)

  • Автор: Габова Е. В.
  • Издательство: Аквилегия-М
  • Страниц: 192

Ведь ты же мне друг

Елена Васильевна Габова родилась в Сыктывкаре, писать начала со школьных лет. Её стихотворение «Ветер» было опубликовано в журнале «Пионер», когда Елене было 14.
Закончила ВГИК, получив специальность «кинодраматург». Её биография включает многие города и страны. Работала в разных областях культурной жизни – литературным сотрудником газеты «Молодёжь Севера», редактором телестудии, методистом Дома художественной самодеятельности, инструктором в отделении Всероссийского театрального общества, литературным консультантом Союза писателей.
Писательский путь начала как автор пьес для кукольных спектаклей. Первая книга для детей – «Гришуня на планете Лохматиков», открыла читателям фантастическую планету, пропитанную счастьем и безмятежностью. Вторая книга – «Невидимки в лагере» – о поиске необычного в каждодневном.
Следующие произведения, предназначенные подросткам, вызвали огромный резонанс, и автора признают на семинаре молодых прозаиков Нечерноземья.
В центре произведений Елены Габовой – подростки, остро чувствующие несовершенство и красоту окружающего мира. Ярко освещены проблемы первой влюблённости, несправедливости взрослых, непонимания родителей. Чувственно описаны стремления разобраться в себе, своей собственной душе и окружающих людях.

Книга «Чайка с застывшим взглядом» включает в себя две повести, объединённые темой дружбы.

В «Чайке» рассказывается о девочке Юле и её школьных буднях. Вместе с лучшей подругой Наташей (которую Юля называет исключительно «Талка») героиня вешает на автобусной остановке объявление о «Телефоне доверия», указав свой домашний номер. С одной стороны, от скуки, с другой – от необходимости кому-нибудь помочь, кого-нибудь поддержать. Талка, в отличие от Юли, относится к этой затее, как к шутке.
Во время одного из звонков героиня знакомится со своей ровесницей Аглаей, с которой завязывается небольшой конфликт. Однако Юля действительно смогла помочь девушке с её проблемой, а Аглая научила героиню не играть с чужими чувствами. И это помогло Юле начать познавать себя.

Вторая повесть «Ведь ты же мне друг» рассказывает о мальчике Денисе, поступившем в лицей. Он любил учиться, читать и размышлять над прочитанным и именно поэтому перевёлся из обычной школы.
В первый учебный день он встречает своего школьного друга Ростика, делится с ним впечатлениями о прошедшем лете и лицее, расспрашивает о школе. Обменявшись событиями, ребята расходятся.
Вечером раздаётся телефонный звонок. Незнакомый грубый голос требует с Дениса деньги, угрожает «поставить на счётчик», а в случае отказа или разглашения ситуации – убить.
На следующий день мальчик отдаёт деньги незнакомым парням. Испытывая страх и тревогу, Денис не может сосредоточиться на учёбе и в подавленном настроении возвращается домой.
На протяжении месяца жизнь идёт спокойно и размеренно. Денис перестаёт бояться, берётся за учёбу и наслаждается жизнью. Но потом раздаётся второй звонок.
Вновь напуганный мальчик звонит Ростику, своему лучшему другу, и делится переживаниями. Ростик советует выполнять требования.
Эта повесть о «плохих» друзьях и предательстве, а также о силе одного человека против «стаи шакалов».

Впервые я прочитала эту книгу ещё в средней школе, и сейчас захотелось перечитать. В школьное время я переживала вместе с героями, радовалась их успехам и плакала над их неудачами. Сейчас же я проживала эти истории как «старшая сестра», уже прошедшая через все проблемы. В некоторых моментах злилась, в некоторых моментах улыбалась, иногда чувствовала некую тоску по ушедшему школьному времени, которое кажется теперь таким чудесным и беззаботным.
Есть произведения, которые спустя время начинают казаться нелепыми. Глупые ситуации, «картонные» герои, примитивный язык. «Чайка с застывшим взглядом» – книга иного порядка. С возрастом начинаешь замечать то, о чём не задумывался раньше, и мысленно возвращаешься в свою юность.
«Чайка» позволила мне вспомнить, как я вела себя в школьное время, помогла провести параллели с моими успехами и падениями, напомнила о детских мечтах и стремлениях. С тёплым чувством ностальгии я читала моменты первой повести с открыткой на уроке географии – мы занимались тем же самым. И с горечью вспоминала о предательстве ребят, которых считала лучшими друзьями.
Снова захотелось оказаться за партой в чёрно-белой школьной форме, передать записку подружке со второго ряда и состроить рожицу лучшему другу. Снова захотелось поиграть в волейбол на физкультуре и решить пару задач на уроке алгебры. Снова захотелось остаться после уроков рисовать стенгазету и сходить на школьный театральный кружок.
И снова захотелось улыбнуться однокласснику, протягивая половинку пирожка, с чудесной фразой – «Ведь ты же мне друг».

Габова Е. В. Чайка с застывшим взглядом / художник К. Прокофьев. – Москва : Аквилегия-М; 2013. – 192 с.
Биографические данные об авторе взяты с сайта «НЭБ Республики Коми»: https://neb.nbrkomi.ru/biografii/id/6

Книга имеется в фондах БЦБС.