623701 г. Березовский, ул. Гагарина, д. 7
Версия для незрячих

Детство бывает разное

1 июня – Международный день защиты детей. Он отмечается ежегодно более чем в 30 странах мира и является одним из наиболее старых международных праздников. Решение о его проведении было принято в 1925 году на Всемирной конференции в Женеве, посвященной вопросам благополучия детей. Впервые День защиты детей был проведен в 1950 году в 51 стране мира. Главная его цель – это заострить внимание общественности на реальных детских проблемах.
О детстве, как одном из главных периодов каждого человека, написано немало книг. Но сегодня мы хотим вам рассказать о тех из них, которые написали писатели разных стран и в разные времена. И это не просто мемуары, а вполне себе художественные произведения. Ведь они все-таки писатели.

Начнем с русской классики.
Самые известные повести о детстве и юности – это трилогия Льва Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность» (12+). В 1851 году Лев Толстой вместе с братом Николаем отправился на Кавказ. Там он создал первую часть автобиографической трилогии – повесть «Детство». Повесть вышла в журнале «Современник» в 1852 году под названием «История моего детства». В ней писатель от лица десятилетнего Николеньки Иртеньева вспоминает события и переживания своих первых лет. Герой рассказывает о дворянский традициях – домашнем учителе, музицировании и рисовании с матерью, охоте с отцом и домашних балах.

Не менее известна и трилогия Максима Горького – «Детство», «В людях», «Мои университеты» (12+). Первая повесть автобиографической трилогии вышла в 1913 году – ее главы появлялись в газете «Русское слово». В ней писатель поделился воспоминаниями о детстве – о первых годах жизни в семье деда Василия Каширина, владельца красильной мастерской. Главный герой «Детства», как и сам Максим Горький, рано остался без отца (тот умер от холеры). После смерти родителя мальчик с матерью переехал в Нижний Новгород. Там его воспитанием занялся дедушка, который отличался жестоким нравом – он не считал зазорным пороть внука. Несмотря на строгость, он учил ребенка азбуке, рассказывал ему истории о военном прошлом. Это детство закончилось у Горького в третьем классе – он был вынужден собирать старье и воровать дрова, чтобы обеспечить ими семью. А вскоре дед отправил его «в люди» – самостоятельно зарабатывать себе на жизнь.

Интересно сравнить детские годы Льва Толстого с жизнью его родственника, тоже писателя – Алексея Николаевича Толстого. Его «Детство Никиты» (6+) тоже о ранних годах жизни. «Я рос один в созерцании, в растворении среди великих явлений земли и неба. Июльские молнии над темным садом; осенние туманы, как молоко; сухая веточка, скользящая под ветром на первом ледку пруда; зимние вьюги, засыпающие сугробами избы до самых труб; весенний шум вод, крик грачей, прилетавших на прошлогодние гнезда; люди в круговороте времен года, рождение и смерть, как восход и закат солнца, как судьба зерна; животные, птицы; козявки с красными рожицами, живущие в щелях земли; запах спелого яблока; запах костра в сумеречной лощине; мой друг Мишка Коряшонок и его рассказы; зимние вечера под лампой, книги, мечтательность… Вот поток дивных явлений, лившийся в глаза, в уши, вдыхаемый, осязаемый…» Про его повесть Корней Чуковский скажет: «Читайте ее, ипохондрики, каждого сделает она беззаботным мальчишкой, у которого в кармане живой воробей. Это Книга Счастья – кажется, единственная русская книга, в которой автор не проповедует счастья, не сулит его в будущем, а тут же источает его из себя».

В программу литературы младших классов входит рассказ Николая Гарина-Михайловского «Тема и Жучка». Это отрывок из первой книги «Детство Темы» (6+) автобиографической тетралогии (в нее входят еще романы «Гимназисты», «Студенты», «Инженеры»). Маленький дворянин Тёма живет в достатке, окруженный заботой слуг и родителей, и все же внутренне он очень одинок. Впечатлительный мальчик боится строгого отца и врет ему, чем вызывает еще большие нарекания. Даже от любимой матери он вынужден скрывать свои заботы, потому что не доверяет ей – боится, что она обо всем расскажет отцу. Мать Тёмы – один из самых светлых образов в повести. Своим примером она воспитывает сына, учит его быть честным, прощать, а если наказывает, то всегда справедливо. Воспитание Тёмы сегодня многим может показаться шокирующим, но тем интереснее сравнить, как было тогда и как стало сейчас.

Иван Шмелев «Лето Господне» (12+). Мир маленького Вани окружен заботой отца и Горкина (этакий Николай-чудотворец), людей, которые живут по-Божьему: прощают всем, но очень требовательны к себе. Но ценность этого произведения незаслуженно подзабытого автора не только в описании детства. Это своеобразная энциклопедия российской жизни в целом, с ее трудами и праздниками, сменяющими друг друга. Окунитесь в этот неторопливый мир, и он заворожит вас.

Константин Паустовский «Книга о жизни. Далекие годы» (12+). Это первая из шести автобиографических книг, вместе составляющих «Повесть о жизни». Когда я познакомилась с этим произведением, я подумала о том, что как жаль, что я не встретилась с ним в детские годы. Она потрясающая. Константин Паустовский, которого знают в основном как описателя природы, не менее прекрасен и как повествователь о жизни. Как писал о своём цикле сам автор, «Писатель, выражая себя, тем самым выражает и свою эпоху. Это – простой и неопровержимый закон». «Далекие годы» написаны небольшими эпизодами из жизни писателя. Такие мини-рассказы отделяются друг от друга микро-сюжетами, но в целом описывают жизнь будущего писателя до гимназии и во время обучения в ней.

Корней Чуковский «Серебряный герб» (12+). Когда Чуковский был ещё Колей Корнейчуковым, он учился в одесской гимназии и подвергался нападкам как незаконнорожденный сын прачки. В конце концов, его выгнали из гимназии из-за неблагородного происхождения. Тогда-то он и стал самоучкой, а много лет спустя удостоился степени доктора литературы Оксфордского университета. В воспоминаниях он подробно описывает, какой ужас испытывал от исключения, какую вину чувствовал перед матерью, тяжело трудившейся, чтобы заработать ему на форму и учебники. Но, похоже, именно это чувство вины заставило тогдашнего уличного мальчишку писать английские слова на крыше, пока он подрабатывал шпательщиком, ценить знания и сделать всё возможное, чтобы мама могла им гордиться.

Дочь Корнея Ивановича – Лидия Чуковская в свою очередь написала свою замечательную книгу воспоминаний о своем детстве и своем отце «Памяти детства» (12+).

Самуил Маршак «В начале жизни» (16+). В книге – записи о годах детства самого автора, его страницы воспоминаний. В них «нет вымысла, но есть известная доля обобщения, без которой нельзя рассказать о многих днях в немногих словах».

«История одного детства» – эта книга только часть интереснейших мемуаров Елизаветы Водовозовой. В книге подробно описан быт и жизнь обедневшей дворянской семьи в 1850–1860-е годы. Повесть можно смело рекомендовать тем, кто интересуется историей крепостного права в России. Все сословия, так или иначе, представлены в этой книге с детальными, очень интересными подробностями быта. Елизавета Водовозова рассказывает о своей учебе в институте благородных девиц, о встрече с выдающимся педагогом К. Ушинским, который повлиял на ее дальнейшую жизнь, и о том, почему она сочувствовала подготовке революции в России.

Историю собственной семьи писатель Сергей Аксаков отразил в автобиографической трилогии. О своем детстве на Южном Урале он рассказал во второй части – в книге «Детские годы Багрова-внука» (6+). Некоторые главы публиковали в журнале «Русская беседа», отдельная книга вышла в 1858 году. Во вступлении к произведению Аксаков писал: «…рассказы эти представляют довольно полную историю дитяти, жизнь человека в детстве, детский мир, созидающийся постепенно под влиянием ежедневных, новых впечатлений». Главный герой романа – Сергей Багров – родился слабым ребенком. Когда он окреп, родители отправили его вместе с младшей сестрой к бабушке с дедушкой в имение Багрово. Главными развлечениями ребенка были чтение арабских сказок, рыболовство, охота и ловля бабочек. Любовь ко всем этим увлечениям Аксаков сохранил на всю жизнь. Однако прелесть его книги именно в подробностях – повествования и жизни. Благодаря чему теперь, спустя два века после описываемого времени, книга приобрела ещё бо́льшую ценность. Спокойно и точно рассказывает Аксаков о своеобразном быте русских помещиков на башкирских землях Оренбургской губернии. То же в «Семейной хронике», которая предшествует «Детским годам», – в ней говорится о родителях и других родственниках Серёжи Багрова. Изменив имена, но, в сущности, ничего и никого не выдумывая, Аксаков рассказал историю своей семьи и собственного детства, историю своих детских впечатлений от общения с близкими людьми и местной природой. О гимназических годах писатель рассказал в третьей книге «Воспоминания».

Иван Бунин «Жизнь Арсеньева» (12+).Читать Бунина – величайшее наслаждение. Такого языка нет больше ни у кого. Алеша Арсеньев, его переживания, непростая жизнь и учеба в гимназии, отношения с родителями, любовь, поиски себя в жизни... Повествование ведётся от лица Алексея Арсеньева, вспоминающего о своём детстве и юности. Он родился в отцовском имении на хуторе Каменка, расположенном в средней полосе России; самые ранние жизненные впечатления мальчика связаны с бескрайними снежными полями – зимой и запахом трав – летом. В 1933 году Бунину – первому из русских литераторов – была присуждена Нобелевская премия; это признание, по мнению писателя, было связано, прежде всего, с «Жизнью Арсеньева».

Александра Бруштейн «Дорога уходит в даль», «В рассветный час», «Весна» (12+). Эти книги были одними из самых любимых у девочек советского времени. Саша Яновская – храбрая, умная и в то же время обычная девочка. Там необыкновенный папа-врач, мама, воспитывающие детей личным примером, и очень трудный жизненный путь еврейской девочки, очень честной, принципиальной и порядочной, добивающейся всего своим упорством.

Валентин Катаев «Волшебный рог Оберона, или Разбитая жизнь» (12+). «Волшебный рог Оберона» – книжка, которую подарили маленькому Вале Катаеву, едва он научился читать. Точнее, книжек – копеечных, лубочных – было две; вторую он не запомнил. Купила их для внука бабушка-попадья на привозе у торговца-офени. Мальчик понемногу читал кое-как рассказанную историю короля эльфов, но неизгладимое впечатление на него произвела не история, а яркая обложка и название книжки. Быть может, говорил он многие годы спустя, эти слова разбудили в нём поэта. Почему же «Разбитая жизнь»? Воспоминания непоследовательны, они как осколки, и только чудо может собрать их воедино. Так и объявил писатель в начале «Разбитой жизни»: «Попробую заняться воспоминаниями именно так, как советует Толстой: без порядка, а как придётся, как вспомнится, не забывая при этом, что искусство не терпит сознательности. Пускай мною руководят отныне воображение и чувство». Здесь около трёхсот эпизодов (подсчитано литературоведом Б. Е. Галановым), которые имеют своеобразные названия, не вынесенные на середину строки и не выделенные шрифтом, – видимо, чтобы жизнь не казалась сборником рассказов. В основном всё это Одесса. Книгу он закончил в 1972 году, в Переделкино. Ему было семьдесят пять лет, он давно не жил в родном городе. Но все, знавшие его, говорят, что он обладал феноменальной памятью на самые мелкие мелочи. «Разбитая жизнь» написана между двумя другими книгами автобиографического характера – романами «Трава забвенья» и «Алмазный мой венец». Для многих молодых и неосведомлённых советских читателей 70-х годов прошлого века они вывели на свет живые образы современников, товарищей, земляков Катаева.

Книга Владимира Набокова «Другие берега» (12+) рассказывает о почти 40 годах жизни писателя – с начала XX века до его эмиграции в США. Как говорит в предисловии сам Набоков, цель книги – «описать прошлое с предельной точностью и отыскать в нем полнозначные очертания, а именно: развитие и повторение тайных тем в явной судьбе». Первые годы писателя прошли у дедушки Василия Рукавишникова в усадьбе Рождествено. Здесь он увлекался ловлей бабочек, шахматами, теннисом, ездой на велосипеде и, конечно, чтением книг. «Другие берега» для меня – лучшая книга Набокова.

Василия Борисовича Ливанова можно по праву назвать человеком-легендой – кавалер Ордена Британской Империи, лучший в мире Шерлок Холмс и Карлсон, гениальный актер и мультипликатор, талантливейший писатель. В книге «Путь из детства. Эхо одного тире» (12+) перед нами предстает не просто актер, чей образ мы так хорошо запомнили, перед нами предстает добрый, светлый и необыкновенно интересный человек, раскрывающий здесь и сейчас неисчерпаемые богатства своего сердца. Книга задумана как первая часть собрания воспоминаний великого актера, которая посвящена целиком его детским годам. Но назвать это замечательное произведение просто собранием воспоминаний было бы неправильно. Это не сухой перечень фактов, имен, событий. Это скорее поток образов, поток ярких, живых, невероятно художественных картин, напоминающих радостный и веселый детский мульт- или кинофильм, благодаря которому Василий Борисович с головой окунает читателя в атмосферу своего детства, проникаясь которой ты постепенно понимаешь, что это детство становится тебе родным, что ты сам, волей-неволей, становишься не только свидетелем, но и участником его детских игр, переживаний, радостных открытий. В книге нет ни полутона темной краски, но только радужное ощущение любви и света – к миру, к природе, к окружающим людям, к родной стране. Помимо этого, книга содержит очень много интереснейших подробностей из истории рода Василия Борисовича, истории его предков, позволяет окунуться в атмосферу военных и послевоенных лет, взглянуть на все то, что мы теперь знаем только из учебников глазами непосредственного.

Повесть «Туся» (6+) Александр Крестинский написал в конце 1960-х годов. Её герою Шурику шесть (в конце книги – семь) лет, он живёт в Ленинграде с папой и мамой. И в этом же городе живут его бабушка, дяди, тёти, двоюродные братья, словом – большая семья. А ещё есть соседи, приятели, одноклассники... Есть и старший друг Лёва, и интересная соседка Роза, и даже медвежонок Мишка. В общем, у Шурика настоящая мальчишеская жизнь, полная приключений, испытаний и открытий. «Туся» – книга автобиографическая. Но тогда, в 1960-х, писатель не мог рассказать всё так, как было, – слишком многое в истории его семьи, как и в истории всей нашей страны, было в то время под запретом. Спустя почти сорок лет писатель вернулся к истории, рассказанной в своей первой повести. И рассказал её иначе: так, как он теперь мог, и так, как хотели герои – сначала детской повести «Туся», а потом уже взрослого рассказа «Братья», который завершает эту книжку.

Трава была зеленее, или Писатели о своем детстве (16+)
В этом сборнике – невыдуманные истории, написанные Диной Рубиной, Андреем Битовым, Дмитрием Емцом, Юрием Поляковым, Павлом Санаевым, Александром Снегиревым, Марией Метлицкой и другими писателями. Они о той прекрасной поре, когда деревья были большими, трава – зеленее, вода мокрее, а многие проблемы таяли, как снег под солнцем. Рассказы разные: одни заставляют улыбнуться, и их можно читать детям, от других мурашки по коже. Но прочитать интересно все. Прочитать, вспомнить себя в детстве и порадоваться, что ваше детство было счастливее, чем у некоторых героев этой книги.


Сравним детские воспоминания российских писателей с зарубежными?
«Винo из одуванчиков» (12+) повесть Рэя Брэдбери, впервые изданная в 1957 году. Вместе с романами «Лето, прощай!» и «Надвигается беда», представляет трилогию воспоминаний Брэдбери о детстве, проведённом в Уокигане. «Вино из одуванчиков» – произведение, выделяющееся среди литературного творчества Рэя Брэдбери личными переживаниями писателя. Главный герой – мальчик по имени Дуглас Сполдинг – является аллюзией на самого Брэдбери: Дуглас – это его второе имя, а Сполдинг – девичья фамилия его бабушки по отцу. Вино из одуванчиков. «Самые эти слова – точно лето на языке. Вино из одуванчиков – пойманное и закупоренное в бутылки лето. Взгляни сквозь это вино в холодный зимний день – и снег растает, из-под него покажется трава, на деревьях оживут птицы, листва и цветы, словно мириады бабочек затрепещут на ветру. И даже холодное серое небо станет голубым». Вся повесть так же хороша, как эта цитата. «Вино из одуванчиков» относится к тем немногим произведениям, которые прочесть надо обязательно. Потому что они дают человеку нечто, без чего стать счастливым намного труднее.

«Дочь скульптора» Туве Янссон (12+). Это сборник зарисовок из детства. В нём нашлось место и служанке Анне, и снам о полётах, и краснухе, и айсбергу, который можно присвоить – стоит только очень захотеть. Хотя в первую очередь это книга о родителях – о том самом скульпторе-отце и маме-иллюстраторе, которые всегда поглощены работой, отчего их дочка бродит в одиночестве, как придуманный ею позже Снусмумрик. Но мир семьи Янссон, полный гипса, скульптур, набросков и странных взрослых, лишь укрепил её мысли о вездесущем волшебстве.

«Маленький Старк» Ульф Старк (12+). Обезоруживающе простая и пронзительная книга, которая будто и написана тем самым маленьким Старком – без лишних прикрас, зато с юмором. Он предстаёт самым обычным мальчиком, который мечтает играть со старшим братом, боится школы, в меру проказничает, разве что много фантазирует и сопереживает без меры. Однажды он даже переодевается в девочку, чтобы умершая сестрёнка могла побыть в его теле, полакомиться ирисками и забраться на дерево. Может, эта способность сострадания и стала залогом хороших сказок.

«Я умею прыгать через лужи» Алан Маршалл (12+). Алан Маршалл в детстве переболел полиомиелитом, отчего пострадал его позвоночник. С шести лет он уже не мог ходить. История болезни и неудачной операции описана в его книге, но занимает не больше одной пятой. Остальные страницы посвящены его счастливому деревенскому детству, с тем лишь нюансом, что деревня эта находится в Австралии. Алан во всём стремился походить на отца – решительного и смелого объездчика лошадей, который никогда не пасовал перед трудностями. Так и он, не взирая на неработающие ноги, ничуть себя не жалел, учился плавать, побеждать в драках, а однажды даже залез в жерло вулкана. В каждой главе он повторяет слова о том, что он чувствовал себя невероятно счастливым просто от того, что жив.

«Мальчик. Рассказы о детстве» Роальд Даль (6+). Мальчиком Даль любил шалить (однажды даже подсунул мышь в банку с конфетами, которые продавала препротивная тётка), отличался в спорте. Он делал такие хорошие фотографии, что в школе даже организовали выставку его снимков. Вроде бы не на что жаловаться. И, тем не менее, вся его книга подчёркивает контраст между огромной, дружной, чуть безумной семьёй и холодными закрытыми школами с их гротескной дисциплиной и телесными наказаниями. Роальд Даль описывает эту систему с такой болью, что весь текст читается ещё и как призыв «Нет насилию!».

«Девочка из Морбакки» Сельма Лагерлёф (12+). В три года Сельма Лагерлёф перестала ходить, и, тем не менее, она сохранила счастливые воспоминания о детстве в родовом имении Морбакке. Настоящей трагедией стала продажа усадьбы – отец заложил её, чтобы оплатить лечение дочери. В итоге Сельма победила болезнь, но её ждал долгий путь в родную Морбакку. Только после присуждения Нобелевской премии она смогла её выкупить и вернуться в то место, без которого не мыслила детства, сказок и самой себя.


В публикации использованы материалы сайтов :
https://www.livelib.ru/
https://mel.fm/zhizn/
https://www.labirint.ru/
https://bibliogid.ru/
https://s30293250379.mirtesen.ru/

Список литературы
Аксаков С. Детские годы Багрова–внука. – Москва : Детская литература, 1986. – 318 с. – (Школьная библиотека).
Бруштейн А. Дорога уходит в даль. – Москва : АСТ, 2015. – 860 с. – (Вся детская классика).
Брэдбери Р. Вино из одуванчиков / пер. с англ.. – Москва : Эксмо: Домино, 2008. – 384 с. – (Интеллектуальный бестселлер).
Бунин И. Жизнь Арсеньева. – Москва : Мир книги, 2006. – 495 с. – (Бриллиантовая коллекция).
Водовозова Е. История одного детства. – Санкт–Петербург : ВЕСКО, 1992. – 288 с. – (Библиотека для девочек).
Гарин–Михайловский Н. Детство Темы. Гимназисты. – Москва : Московский рабочий, 1985. – 416 с.
Горький М. Детство ; В людях ; Мои университеты. – Москва : Художественная литература, 1985. – 486 с.
Даль Р. Мальчик. Рассказы о детстве / пер. с англ.. – Москва : Захаров, 2003. – 183 с.
Катаев В. Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона. – Москва : Советский писатель, 1983. – 495 с.: ил.
Крестинский А. Туся. – Москва : Самокат, 2013. – 144 с. – (Родная речь).
Лагерлеф С. Девочка из Морбакки: Записки ребенка, Дневник Сельмы Оттилии Ловисы Лагерлеф / пер. со швед. – Москва : АСТ : Corpus, 2013. – 364 с.
Ливанов В. Путь из детства. Эхо одного тире. – Москва : АСТ, 2013. – 256 с. : ил. – (Портрет эпохи).
Маршак С. Сказки, песни, загадки. Стихотворения. В начале жизни : страницы воспоминаний. – Москва : Детская литература, 1981. – 639 с. : ил. – (Библиотека мировой литературы для детей. Т. 22, кн. 1).
Маршалл А. Я умею прыгать через лужи / пер. с англ. – Москва : Детская литература, 1986. – 270 с.
Набоков В. Другие берега. – Москва : Книжная палата, 1992. – 288 с. 
Паустовский К. Книга о жизни. Далекие годы. – Москва : АСТ, 2007. – 349 с. – (Внеклассное чтение).
Старк У. Маленький Старк / пер. со швед. – Москва : Белая ворона : Albus corvus, 2018. – 111 с.
Толстой А.Н. Детство Никиты. – Москва : АСТ: Астрель, 2007. – 192 с. – (Хрестоматия школьника).
Толстой Л. Детство ; Отрочество ; После бала ; Кавказский пленник. – Москва : АСТ, 2021. – 349 с. – (Школьное чтение).
Трава была зеленее, или Писатели о своем детстве : [реальные истории из жизни современных писателей]. – Москва : "Э", 2016. – 664 с. – (Перемены к лучшему).
Чуковская Л. Памяти детства. – Москва : АСТ, 2014. – 318 с. : фот. – (Женский портрет эпохи).
Чуковский К. Серебряный герб. – Москва : Детская литература, 1985. – 190 с.: ил. – (Школьная библиотека).
Шмелев И. Лето господне. – Москва : Сибирская Благозвонница, 2013. – 542 с.
Янссон Т. Дочь скульптора. Великое путешествие / пер. со швед.. – СПб. : Амфора, 2008. – 478 с.