623701 г. Березовский, ул. Гагарина, д. 7
Версия для незрячих

Детективная Азия

Азиатские детективы стремительно набирают популярность. Мы вам уже рассказали об японских авторах. В этом обзоре мы познакомим вас с китайскими и южнокорейскими писателями.
Китайских детективов переводится не так уж и много. Если не считать книг Роберта Ван Гулика. Но это стилизация под Китай, автор на самом деле голландец. Хотя его детективы неплохи.
Но особенности этого жанра в Поднебесной по мнению издательства Эксмо уже видны.

Китайский детектив начинается с развязки. Совсем неожиданный прием, согласитесь? Но не стоит переживать, ведь раскрывать всех деталей преступлений писатели вовсе не спешат. Напротив, они предпочитают до самого финала сохранять интригу, а читателю предлагают двигаться к разрешению сложной задачи вместе со следователем. Объяснить такой подход к разработке сюжета довольно просто. Детектив для китайца (как и для японца) – это возможность получить интеллектуальное наслаждение, а вовсе не развлечься, как привыкли это делать европейцы. Именно поэтому такое чтение сродни партии в шахматы: все факты перед глазами, а вам остается только принять участие в расследовании.

Много документов и уточнений.
Подробное описание картин преступления. Любовь китайских авторов к не всегда приятным, а порой и откровенно пугающим подробностям объясняется в первую очередь интересом местной аудитории. Если на заре возникновения жанра в Китае (а он по праву считается едва ли не самым древним в стране) читатель ожидал в финале точного описания казни злодея, то сейчас все несколько изменилось. Линчевать преступника не всегда возможно, но изучить документальное свидетельство гибели жертвы просто необходимо. Так что любителю остросюжетной прозы придется как следует подготовиться к эпизодам, пугающим своей откровенностью.
Глубокая философия. Детективный роман становится еще и настоящим философским трактатом, призванным оценить расстановку сил добра и зла в мире, переосмыслить существующие нравственные устои.

В издательстве «Inspiria» вышел детективный роман китайского автора Чжоу Хаохуэя «Письма смерти» (18+), повествующий о поимке серийного убийцы. От рук маньяка, наводящего ужас на всю округу, погибают лишь те, кого когда-то обошло вниманием правосудие. И теперь загадочный и беспощадный палач восстанавливает справедливость на свое усмотрение, минуя правила и законы. Прежде чем исполнить свой приговор, преступник оставляет будущей жертве записку с точным указанием места и времени «казни». Загадочный маньяк подписывает каждое из своих посланий «Эвмениды», что отсылает читателя к древнегреческому мифу об Оресте и богинях мести. Но кто же взял на себя такую пугающую миссию – вершить правосудие вне закона? После череды жестоких убийств, полиция находит сходство с подобными преступлениями, которые уже происходили в городе ровно 18 лет назад. Видимо, «мститель» из народа решил продолжить показательную казнь. И он все также невероятно умен и неуловим.

Чжоу Хаохуэй не только развлекает аудиторию интеллектуальной, тщательно продуманной криминальной драмой, но и поднимает вечные вопросы морали. Что считать составом преступления и достаточным основанием для наказания? И все ли средства хороши для достижения цели? В результате старая как мир история о мести на деле оказывается глубоким, исполненным размышлений произведением.
Интригующий роман с непредсказуемой развязкой сделал своего автора феноменально популярным на родине и позже прославил на весь мир. «Письма смерти», рассказывающие о напряженной интеллектуальной схватке нескольких полицейских с анонимным палачом, были переведены на многие языки и стали успешными во всех уголках планеты. Теперь роман добрался и до России.

Цю Сяолун – автор серии книг об инспекторе полиции Чене. Первая из них «Шанхайский синдром» (18+). Это дебют автора и довольно удачный. Правда, книга была издана в 2000 г., довольно давно, а на русском языке в 2008 г. События происходят в 90-х годах прошлого столетия в коммунистическом Китае, в Шанхае. Инспектор Чень с помощником Юйем расследуют убийство молодой женщины. Как выяснилось, она была передовиком производства, активным членом партии. Но, несмотря на головокружительную карьеру, она была несчастна и неудачлива в личной жизни. И, как выясняется, вела двойную жизнь. В жизнь героев и следствия активно вмешивается политика, но все равно инспектору удается блестяще распутать это преступление.

«Закон триады» (18+) продолжает серию романов о независимом и решительном инспекторе Чэне. Вместе с детективом американской полиции Кэтрин Рон он расследует исчезновение Вэнь Липин, муж которой находится в США. Связанный с китайской мафией, он является важной фигурой в деле о незаконной иммиграции, которым занимается американское правосудие. Сумеет ли Чэнь и его американская коллега опередить бандитов триады, которые охотятся за Вэнь?

«Когда красное становится черным» (18+) – еще один роман об инспекторе Чене. Читатели признают, что он гораздо слабее предыдущих. В многонаселенном старом доме найден труп пожилой женщины. Замкнутая и необщительная, она не имела ни друзей, ни знакомых, поэтому обнаружить хоть какую-нибудь улику или мотив преступления было трудно. Под подозрение попадают все жильцы дома. Инспектор Чэнь с головой погружается в изучение прошлого жертвы, желая понять, в чем корни произошедшей драмы, и неожиданно вычисляет таинственного убийцу...

Еще один китайский писатель Чан Хо-Кей. Его роман «Вторая сестра» (16+) вышел в 2021 году. Младшая сестра Нга-Йи покончила с собой, и девушка не верит, что это было самоубийство. В погоне за правдой она объединяется с таинственным N – хакером, специалистом по кибербезопасности и манипулированию человеческим сознанием. Вместе героям предстоит раскрыть самые грязные секреты Гонконга. Онлайн-платформа, где кто-то распускает ужасные слухи о сестре Нга-Йи. Сексуальный маньяк. Даркнет. Китайские триады. Настоящая личность N. Все как-то связано. Но готова ли Нга-Йи к правде?

Южнокорейский детектив также захватывающ и непредсказуем.
Серия убийств, совершенных похожим способом – у каждой из жертв во лбу по два пулевых отверстия, – вызывает ропот общественности. Пока полиция не в состоянии определить мотивы и выйти на след убийцы, на просторах Интернета появляется некто под ником Джастисмен. Он администратор быстро набирающего популярность форума, где как раз и обсуждается череда загадочных убийств. Его посты, в которых он демонстрирует удивительное умение анализировать факты и выстраивать их в логическую цепочку, приобретают всё большее доверие у форумчан. И вот у Джастисмена уже более полумиллиона преданных последователей, а мнение этого сообщества, в свою очередь, становится истиной в последней инстанции… «Джастисмен» (18+) – роман южнокорейского писателя То Сону, за который он в 2017 году удостоился крупнейшей литературной премии Кореи – Segye Literature Prize.

Чон Ючжон — одна из наиболее известных южнокорейских писательниц. Она пользуется популярностью не только на родине, где несколько раз выигрывала престижные литературные премии, но и в других странах. Местные критики особо отмечают «кинематографичность» ее книг — это, видимо, важная характеристика южнокорейской прозы вообще. Полнометражной картиной в том числе стал и роман 2011 года «Семилетняя ночь» (18+), который не так давно впервые вышел на русском. По жанру книгу можно отнести к столь излюбленному южнокорейской публикой психологическому триллеру «Семилетняя ночь» рассказывает историю молодого человека по имени Совон, который пытается разобраться в событиях одной роковой ночи, произошедшей семь лет назад. Хёнсу, отец Совона, – в прошлом успешный игрок популярной бейсбольной команды, на чьей карьере поставило крест тяжелое неврологическое заболевание. В ту ночь он, находясь в состоянии опьянения – а он выпивает постоянно, – возвращаясь домой, сбивает на машине маленькую девочку. Погружаясь с каждым днем все глубже в алкогольный дурман, чтобы попытаться забыть об этой драме и своей загубленной жизни, он будет вынужден все-таки противостоять угрозе: его сына преследует отец погибшей девочки – человек жестокий и развращенный, обуреваемый жаждой мести… В стремительном ритме, от которого перехватывает дыхание, автор романа Чон Ючжон подводит читателя к неожиданной развязке, завершая эту страшную ночь, продлившуюся целых семь лет. Роман Чон Ючжон «Семилетняя ночь» – мировой бестселлер и одно из самых популярных ее произведений. Сюжет романа также лег в основу фильма – остросюжетного триллера, получившего международное признание.

Еще один роман этого автора «Хороший сын, или Происхождение видов» (18+).
По-настоящему тёмный детектив в лучших традициях k-pop культуры. Однажды утром 25-летний юноша просыпается в собственной постели, покрытый с ног до головы кровью. Резкий металлический запах заставляет спуститься на первый этаж, даже не сменив одежду. Там он находит тело матери. Он не помнит ничего о прошлой ночи. С детства Ючжин страдает эпилептическими припадками и провалами в памяти. Теперь у него есть три дня, чтобы узнать правду о страшной ночи, о семье и самом себе. Психологизм героев на высоте – у всех есть вторая грань, оборотная сторона, которая пусть и не оправдывает, но объясняет мотивы. Качественный триллер заставляет сердце биться чаще, а мозг блуждать в поисках разгадки тайны. Но хороший триллер оставляет горьковатое послевкусие от мыслей, на что способен человек. И это как раз о «Хорошем сыне» Чон Ючжон. Без стеснения, с взглядом настоящего врача автор рисует крайне натуралистичные сцены, показывая животную сущность человека, проникая в самые тёмные уголки подсознания.

Ким Онсу «Планировщики»(18+).
А вот и еще одна книга от известного южнокорейского писателя. Правда, это не триллер, а нуар-детектив. Главный герой книги, Рэсэн, работает киллером, который безропотно выполняет поступающие ему задания. Он живет в библиотеке под присмотром опасного человека по прозвищу Старый Енот. Именно поэтому он отличается от прочих убийц — он много читает и вообще склонен к рефлексии. Отсюда в книге обилие не только крови, но и пространных философских диалогов. Своими историями жертвы Рэсэна каждый раз что-то меняют в характере киллера, влияя на его взгляды. Однако фатальные изменения в жизни парня начинаются после того, как ему поступает заказ на убийство отставного генерала — в этот момент меняется и темп повествования в книге.

Ким Ёнха «Мемуары убийцы» (18+).
Главный герой повести – бывший серийный убийца, оставивший свое занятие двадцать пять лет назад. Тела его жертв захоронены в бамбуковом лесу; его приемная дочь Ынхи является ребенком последней убитой им женщины. Но он вынужден вернуться к кровавому ремеслу. В местности, где живет герой, одно за другим стали происходить убийства, а за Ынхи принялся ухаживать подозрительный молодой человек, разъезжающий на охотничьем джипе. Действительно ли это так или все происходит лишь в воображении теряющего рассудок серийного убийцы? Автор мастерски заставляет читателя сомневаться в реальности описываемых событий. После того как становится известно, что главный герой страдает болезнью Альцгеймера, читатель ближе знакомится с этим семидесятилетним стариком, ведущим отчаянную борьбу за исчезающие воспоминания. Книга, краткие главы которой подобны скоротечной памяти героя, подводит читателя к неожиданному финалу, который переворачивает все предыдущее повествование. Круговорот ускользающих воспоминаний и иллюзий затягивает героя и разрушает возведенное им ненадежное сооружение, до сих пор казавшееся его реальным прошлым. Ким Ёнха – один из самых влиятельных южнокорейских писателей современности, чьи произведения переводятся, издаются и экранизируются во многих странах, включая США, Францию, Германию, Японию, Италию и Нидерланды, а сам автор стал живой легендой корейской литературы.

Как ни странно, но среди южнокорейских писателей детективов немало женщин, несмотря на всю их кровавость и мрачность. Вот и Со Миэ автор романа «Единственный ребёнок» (16+) продолжает традиции. Начинающий криминальный психолог-профайлер Ли Сонгён в изумлении. С ней захотел пообщаться сам Ли Бёндо – жуткий серийный убийца, приговорённый к смертной казни. На допросах он молчал как рыба и не дал ни одного интервью – ни журналистам, ни психологам. И вот теперь сам проявляет инициативу… Причём желает говорить только с Сонгён…Тогда же в её доме появляется 11-летняя Хаён – дочка мужа от первого брака, о которой тот никогда не рассказывал. При загадочных обстоятельствах погибли сначала мама девочки, а потом и бабушка с дедушкой. Сонгён пытается окружить бедняжку теплотой и заботой, но та ведёт себя очень странно, пугающе. А главное – это её глаза. Будто сам психопат Ли Бёндо пристально смотрит из-под длинных детских ресничек. Убийцами рождаются – или становятся? Этот триллер – пронзительная иллюстрация процессов психологического разложения в семье, когда невинный ребенок развращается жестокостью и безразличием взрослых. Написано с такой достоверной изобретательностью, что в конце читатель теряет дар речи. Но отзывы о книге очень противоречивые, некоторые считают ее подражание западным детективам о профайлерах.

Азиатский детектив загадочен, захватывающий и очень кровавый. Для психологической разрядки самое то. Ведь вы всегда можете закрыть книгу, если будет очень страшно. Только приготовьтесь к сложным именам.

В публикации использованы материалы сайтов:
https://eksmo.ru/
https://www.litres.ru/
https://www.livelib.ru/

Список литературы
Ким Енсу Планировщики / пер. с корейского. – Москва : Фантом-Пресс, 2019. – 330 с.
Ким Енха Мемуары убийцы / пер. с корейского. – Москва : АСТ, 2020. – 90 с.
Со Миэ Единственный ребенок / пер. с корейского. – Москва INSPIRIA, 2021. – 290 с.
То Сону Джастимен / пер. с корейского. – Москва : АСТ, 2020. – 290 с.
Цю Сяолун Закон триады / пер. с китайского. – Москва : Центрполиграф, 2008. – 349 с.
Цю Сяолун Когда красное становится черным / пер. с китайского. – Москва : Центрполиграф, 2008 – 445 с.
Цю Сяолун Шанхайский синдром / пер. с китайского. – Москва : Центрполиграф, 2008. – 445 с.
Чан Хо-Кей Вторая сестра / пер. с китайского. – Москва : Рипол Классик, 2021. – 590 с.
Чжоу Хаохуэй Письма смерти / пер. с китайского. – Москва : INSPIRIA, 2021. – 380 с.
Чон Ючжон Семилетняя ночь / пер. с корейского. – Москва : АСТ, 2019. – 530 с.
Чон Ючжон Хороший сын, или Происхождение видов / пер. с корейского. – Москва : АСТ, 2021. – 360 с.